ИВАН ФОМИЧ ХРУЦКИЙ «ЦВЕТЫ И ПЛОДЫ» (1839)

19.01.2016 | 134 просмотра(ов)

ИВАН ФОМИЧ ХРУЦКИЙ «ЦВЕТЫ И ПЛОДЫ» (1839)Государственная Третьяковская галерея , г.Москва

В отечественной живописи первой половины XIX в. И.Хруцкий – единственный мастер натюрморта. Наибольшее число натюрмортов художник создал в 1830-е и в начале 1840-х годов. Они пользовались столь большим спросом, что некоторые композиции И.Хруцкий повторял несколько раз.

Картина «Цветы и плоды» (1839г.) – одно из самых прославленных произведений живописца (в 1884г. её приобрёл в свою коллекцию П.М.Третьяков). В ней сосредоточены важнейшие приметы творческой манеры мастера. Типичен сам набор изображённых предметов. На узком столе в центре стоит пышный букет цветов в вазе. Вокруг – лубяной короб с персиками, корзина с ягодами смородины, стеклянный графин, стакан с водой и долькой лимона, различные фрукты и овощи, в изображении которых И.Хруцкий достигает эффекта живописной «осязательности».

Особенно «вкусно» написаны плоды: ягоды винограда и смородины, порой выглядящие как стеклянные, кожура поспевших персиков, груш и разрезанного лимона настолько естественна, что вызывает у зрителя желание их потрогать. Рядом с экзотическими фруктами лежит обыкновенная тыква. Предметы размещены в неглубоком, замкнутом пространстве и, несмотря на многочисленность, составляют легко читаемый глазом треугольный силуэт. Цельность композиции подчёркнута симметрией расположения, чётко выделенными планами. Каждый предмет занимает строго отведённое место в общем ансамбле. Яркий свет, который как будто падает из расположенного сбоку окна, подчёркивает натуральность и материальную достоверность форм и объёмов. Мастер тщательно выписывает мелкие детали: трещину на мраморной столешнице, отрезанные дольки фруктов, веточку с ягодами, муху, присевшую на аппетитный бочок груши.

Классическая возвышенность в образе сочетается с почти домашним уютом и простотой. «Герои» натюрморта повествуют о жизни городского или мелкопоместного обывателя, близкой и понятной автору картины и его современникам. Ваза из недорогого фаянса, украшенная рельефными фигурками лисиц или собак, была хорошо знакома жителям Санкт-Петербурга в первой половине XIX в. Керамические изделия такого рода изготавливались на местной фабрике С.Поскочина. Лубяной короб, плетёная корзина напоминают о простоте загородной жизни в усадьбе.

Вряд ли И.Хруцкий вкладывал в свои натюрморты смысловой подтекст. Скорее, он стремился достичь декоративного эффекта, показав красоту скромных вещей и нарядных даров природы.

Лучшие произведения художника, вошедшие во многие частные коллекции живописи, а затем в музейные коллекции, со временем стали своего рода эталонами жанра «цветов и плодов» в русском искусстве XIX в.