Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна имеет богатый фонд по музыкальной культуре. Он содержит книги и периодические издания о музыке и музыкантах, музыкальных инструментах, учебники и словари, теоретические и методические пособия, издания по истории отечественной и зарубежной музыки. Нотная литература включает инструментальный и вокальный, современный и классический репертуар, произведения для хора, ансамбля, оркестра. Ноты и грамзаписи марийской народной музыки, произведения марийских композиторов выделены в отдельное собрание. В фонотеке отдела литературы по искусству собрана коллекция виниловых дисков и СД-дисков, включающая в себя записи песен, романсов, фольклорных произведений, оперной, балетной, симфонической и эстрадной музыки.
История музыкальной культуры Марий Эл представлена в отделе редких книг и рукописей. Фонд рукописных изданий является одним из самых крупных и ценных в Республике Марий Эл. Это нотная литература, включающая произведения композиторов Республики Марий Эл, в том числе нотные записи для театральных постановок на русском и марийском языках. В этой коллекции собраны более 1500 экземпляров.
Музыкальная деятельность марийских композиторов представлена в различных жанрах и формах и охватывает период XX – начало XXI вв., со времени становления марийской музыкальной культуры.
В составе этой коллекции имеются оригинальные рукописи наших земляков известных музыкантов Якова Андреевича Эшпая и Андрея Яковлевича Эшпая, творчество которых знаменует целую эпоху в истории отечественной музыкальной культуры. Первые инструментальные произведения Я. А. Эшпая заложили основу марийской профессиональной музыки, а гениальные сочинения А. Я. Эшпая упрочили престиж России как музыкальной державы в XX и начале XXI вв.
Яков Андреевич Эшпай (1890-1963), композитор, педагог, музыковед-фольклорист был первым марийским ученым в области искусствоведения, им написаны научные работы, среди которых статьи о марийской музыке, о первом марийском композиторе И. С. Ключникове-Палантае и диссертация на тему «Национальные музыкальные инструменты марийцев». Творчество Я. А. Эшпая многожанрово: в его наследии есть крупные хоровые сочинения (кантаты), камерно-вокальная музыка, камерно-инструментальная музыка, музыка к спектаклям. В историю профессиональной марийской музыки Я.А. Эшпай вошёл как композитор, первым написавший произведения для симфонического, народного и духового оркестров.
Рукописный творческий материал Якова Андреевича Эшпая состоит из 77 экземпляров. Включает нотные рукописи и нотные издания музыкальных произведений широкого жанрового диапазона: песни, камерно-инструментальные, оркестровые произведения, крупные хоровые сочинения, фрагмент оперы. В Национальной библиотеке имеются рукописи с 1920 года. Эта коллекция позволяет увидеть оригинальные музыкальные записи автора сделанные чернилами и карандашом. Подлинность работ удостоверена автором, так как на всех существуют надписи: «Музыка Якова Эшпая», «слова и обработка Я.А.Эшпая», «исправленному тушью верить. Автор Я.Эшпай». На многих рукописях стоят пометы: «На заседании комиссии музыки по делам РСФСР рекомендованы к исполнению песни Я.Эшпая».
В коллекции имеется одно из ранних сочинений автора — обработка горномарийской рекрутской песни «Салым сола».
В 1921 году на торжественном концерте по случаю образования Марийской автономной области впервые прозвучала в обработке Якова Эшпая знаменитая горномарийская песня «Салым сола» для скрипки и фортепиано. На скрипке играл сам Яков Андреевич Эшпай, аккомпанировал Иван Степанович Ключников-Палантай.
В 1930-е годы активно развивается музыкально-культурное строительство в Марийской республике. Появляются профессиональные музыканты, открываются музыкально-образовательные учреждения, проводятся конкурсы симфонических и инструментальных произведений, построенных на марийских мелодиях.
Появление «Марийского марша» для духового оркестра относится к 1936 году, он был представлен на конкурс в Москве к 15-летию Марийской Автономной Области.
Среди лучших симфонических произведений Якова Эшпая — «Марийская сюита», созданная в 1948 году. В ней представлены основные жанры марийского песенного фольклора — лирическая песенная мелодия, свадебная плясовая, колыбельная и динамичный плясовой напев. Сочинение было с успехом исполнено в Казани в заключительном концерте творческого совещания композиторов автономных республик РСФСР.
Яков Андреевич Эшпай осуществил попытку написать первую марийскую оперу под названием «Мирон Мумарин», главным героем в которой стал сподвижник Степана Разина, вожак марийских повстанцев Мирон Мумарин. Но этот труд в результате различных обстоятельств так и остался незавершенным. В архиве композитора сохранились фрагменты из этой оперы, среди них «Ария Чачави».
В фонде Национальной библиотеки им. С.Г.Чавайна имеются произведения Я.А.Эшпая, основанные на подлинных народных мелодиях.
Большой заслугой Я. А. Эшпая является успешное применение им в инструментальной музыке приемов обработки народных песен для хора, разработанных И. С. Ключниковым-Палантаем. Яков Андреевич является родоначальником этого направления в марийском музыкальном искусстве. Ему принадлежат около ста инструментальных произведений.
В судьбе Якова Эшпая памятными и примечательными были экспедиционные поездки по сбору марийского песенного фольклора. Он собрал и записал свыше 600 народных песен и инструментальных мелодий, познакомился с уникальным народным творчеством.
Нотные рукописи Я.А. Эшпая, хранящиеся в Национальной библиотеке имени С.Г. Чавайна Республики Марий Эл, являются исторически значимыми документами, отражающими музыкально-культурное наследие края. С коллекцией могут познакомиться все желающие. Изучение творчества композитора продолжается. Предположительно, что рукописные нотные записи Я.А. Эшпая будут иметь несомненный интерес для исследователей его творчества. Возможно, что среди рукописного материала может оказаться неизвестное, неопубликованное произведение.