Гвардии полковник
Родился 24 марта 1919 года в селе Бейзимовка, ныне Чудновского района Житомирской области (Украина). Украинец. В 1933 году окончил 7 классов школы в селе Карповцы (Чудновский район), в 1935 году — ФЗУ. Работал котельщиком-сборщиком на заводе «Прогресс» в городе Бердичев (Житомирская область). В 1937 году окончил Винницкий аэроклуб.
В армии с марта 1938 года. В 1938 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Московском и Ленинградском военных округах).
Участник Советско-финляндской войны: в феврале-марте 1940 — командир звена 153-го истребительного авиационного полка. Совершил несколько боевых вылетов на истребителе И-153, был награждён медалью «За отвагу».
В 1941 году окончил Полтавские курсы усовершенствования штурманов ВВС.
Участник Великой Отечественной войны: в июле-октябре 1941 года — командир звена истребительной авиаэскадрильи Полтавских авиакурсов; с октября 1941 по январь 1943 годов — заместитель командира авиаэскадрильи и штурман 512-го истребительного авиационного полка. Воевал на Юго-Западном, Донском и Сталинградском фронтах. Участвовал в оборонительных боях на Украине, в районе Ростова-на-Дону и Харькова, в Сталинградской битве. 5 августа 1942 года был сбит в воздушном бою, совершил вынужденную посадку на передовой. К январю 1943 года совершил 357 боевых вылетов, из них: на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков — 149, на разведку — 67, на штурмовку аэродромов и войск — 22, остальные вылеты на прикрытие своих войск на поле боя. Провёл 95 воздушных боёв, в ходе которых лично сбил 14 и в составе группы 4 самолёта противника. Совершил 23 вылета на разведку особо важных объектов.
За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1943 года капитану Семенюку Захару Владимировичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С января 1943 года по март 1945 года (c октября 1944 года не летал по состоянию здоровья) — лётчик-инспектор по технике пилотирования 220-й (с февраля 1943 года — 1-й гвардейской) истребительной авиационной дивизии. Воевал на Южном, Степном, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Курской битве, освобождении Левобережной Украины и Белоруссии. Всего за время войны совершил 453 боевых вылета на истребителях И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7 и Р-39 «Аэрокобра», в 107 воздушных боях сбил лично 16 и в составе группы 5 самолётов противника.
С марта 1945 года обучался в Военно-воздушной академии (Монино), но в октябре 1945 года был отчислен по состоянию здоровья. В 1945 — 1947 — начальник отделения перелётов Управления Штаба ВВС Таврического военного округа.
В 1947 году вернулся на лётную работу, стал заместителем командира истребительного авиаполка (в Таврическом военном округе). В 1949 году окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы. Командовал истребительным авиаполком в авиации ПВО (на Дальнем Востоке). С 1954 года — заместитель командира, а с 1955 года — командир 254-й истребительной авиадивизии (Амурская армия ПВО). С июня 1956 года — заместитель командира и командир 82-й истребительной авиадивизии (Куйбышевский корпус ПВО).
Жил в Хабаровске, с 1956 года — в городе Куйбышев (ныне — Самара). Полковник З. В. Семенюк погиб при выполнении полёта на самолёте 17 мая 1958 года. Похоронен на Марковском кладбище в городе Йошкар-Ола (Республика Марий Эл).
В честь Семенюка названа улица в Йошкар-Оле.
Более подробно узнать о нашем земляке Захаре Владимировиче Семенюке можно из литературы, которая находится в Национальной библиотеке им. С.Г.Чавайна.
«Личный пример Захар Владимирович ставил выше всего. Был случай: вернулось звено с боевого задания. Командир звена пришел с докладом сумрачный.
— Что случилось? — спросил Семенюк.
— Задание выполнили, но пришлось принять бой,- ответил командир звена. — Мы потеряли два самолета. Молодые летчики пали духом. А ведь нам опять предстоит лететь в тот же район. Поговорить бы надо с парнями.
Семенюк подумал и решительно заявил:
— Слово — не дело. Сам полечу с вами.
Мгновенно у летчиков изменилось настроение: раз летит комэск — все будет в порядке.
Уверенность — уже половина победы. В этот раз, когда звено повел сам Захар Семенюк, воздушный бой завязался особенно жаркий. Шутка ли: шестеро против десяти! Сбили четыре самолета противника. Сами не потеряли ни одного.
В этот день на фюзеляже самолета Захара Семенюка прибавились новые звездочки, и стало их девять.»
(Отрывок из книги: Иду на таран. — Волгоград, 1978. — С. 241.)
Список литературы
- Герои Родины — наши земляки : комплект плакатов (72 шт.) / сост. В. В. Глушков. — Йошкар-Ола, 2010. — 38 отд. л.
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь в двух томах . — Т. 2 / ред. И.Н.Шкадов, А.А.Бабаков, А.И. Бабин и др. – М., 1987. – С. 341.
- Иду на таран. — Волгоград, 1978. — С. 241-243, 280.
- Марийская биографическая энциклопедия : 3849 имен в истории Марийского края и марийского народа / авт. и рук. проекта В. Мочаев. — Йошкар-Ола, 2007. – С. 298.
- Наши герои. — Йошкар-Ола, 1968. – С. 266-273.