В целях повышения качества библиотечной аналитики научно-методический отдел библиотековедения Российской национальной библиотеки разработал Методические рекомендации по подготовке ежегодного доклада о деятельности муниципальных библиотек субъекта Российской Федерации (далее – Методические рекомендации). Они служат обеспечению методологического единства в подготовке важнейшего аналитического документа, совершенствованию системы методического мониторинга, способствуют формированию достоверного представления о состоянии библиотечного обслуживания населения в каждом регионе и стране в целом.
В свою очередь, НМО НБ имени С.Г.Чавайна на основе рекомендаций Российской национальной библиотеки разработал Методические рекомендации по составлению ежегодного отчета муниципальных библиотечных систем. Методические рекомендации предназначены для руководителей библиотечных систем и специалистов, участвующих в подготовке ежегодного доклада о деятельности муниципальных библиотек муниципального образования.
Методические рекомендации
по подготовке ежегодного отчета о деятельности муниципальных библиотечных систем Республики Марий Эл
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящие методические рекомендации по подготовке ежегодного отчета о деятельности муниципальных библиотечных систем Республики Марий Эл разработаны в соответствии с целями и задачами государственной культурной политики, на основе Методических рекомендаций по подготовке ежегодного доклада о деятельности муниципальных библиотек субъекта Российской Федерации Российской национальной библиотеки.
- Отчет должен служить основой для профессиональной оценки доступности и качества библиотечного обслуживания в муниципальном образовании, определения приоритетных направлений деятельности муниципальных библиотек и формирования муниципального задания по предоставлению библиотечных услуг всем категориям населения.
- Требования к ежегодному отчету:
- качественное раскрытие основных и перспективных направлений работы, инновационных практик и других аспектов деятельности муниципальных библиотек, представляющих интерес для учредителей библиотек и профессионального сообщества;
- четкость и обстоятельность в формулировании достижений, проблем и задач;
- аргументированность и критичность изложения материала;
- практическая ценность аналитической информации (выводов) для повышения эффективности библиотечного обслуживания в муниципальном образовании.
- В отчете должны быть отражены основные направления деятельности муниципальных библиотек, сделаны общие выводы, дана оценка состояния библиотечного обслуживания населения и сформулированы проблемы и предложения по их решению.
- Организация обслуживания особых групп пользователей (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих и других) может раскрываться внутри общего блока, освещающего организацию и содержание библиотечного обслуживания пользователей, или в отдельных блоках отчета;
- Для подготовки отчета используются данные мониторинга состояния библиотечного обслуживания в муниципальном образовании на основе форм государственного статистического учета.
- Динамика статистических показателей в отчете дается по сравнению с предыдущим годом или за три года.
- Текст отчета может сопровождаться таблицами и диаграммами, наглядно демонстрирующими состояние и динамику основных направлений деятельности муниципальных библиотек.
- К отчету прилагаются сводные статистические таблицы по основным показателям работы муниципальных библиотек.
- ТИПОВАЯ СТРУКТУРА И
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
- События года
1.1. Главные события библиотечной жизни муниципального образования.
1.2. Муниципальные нормативно-правовые акты, оказавшие влияние на деятельность муниципальных библиотек в анализируемом году.
1.3. Целевые программы, проекты и иные мероприятия, определявшие работу библиотек всего муниципального образования в анализируемом году.
- Библиотечная сеть
2.1. Характеристика библиотечной сети. Динамика библиотечной сети за три года.
— общее число муниципальных библиотек, из них:
расположенных в сельской местности, число детских библиотек
— число пунктов внестационарного обслуживания
— число транспортных средств
2.2. Организационно-правовые аспекты структуры библиотечной сети и изменения, происходившие в анализируемом году. Их правовые формы.
2.3. Решения, принятые органами местного самоуправления в рамках выполнения полномочий по организации библиотечного обслуживания населения. Реорганизация (открытие, закрытие, слияние)
2.4. Структурные изменения в сети, связанные с созданием публичных центров правовой информации, модельных библиотек, многофункциональных общедоступных центров.
2.5. Доступность библиотечных услуг.
— соблюдение нормативов обеспеченности библиотеками населения в целом по муниципальному образованию;
— среднее число жителей на одну библиотеку;
— число населенных пунктов и жителей, не имеющих возможности доступа к библиотечным услугам;
— число библиотек, работающих по сокращенному графику.
2.6. Краткие выводы по разделу. Основные направления трансформации сети и меры, принимаемые для преодоления деструктивных процессов, если таковые были выявлены.
- Основные статистические показатели
3.1. Охват населения муниципального образования библиотечным обслуживанием.
3.3. Динамика показателей, отражающих объем основных работ/услуг, выполненных муниципальными библиотеками региона. Отдельный комментарий о выполнении показателей, включенных в «дорожные карты». Абсолютные показатели деятельности муниципальных библиотек
— количество пользователей, в т.ч. удаленных;
— количество выданных документов, в т.ч. удаленным пользователям;
— количество выданных пользователям копий документов;
— количество выданных справок и предоставленных консультаций посетителям библиотеки;
— количество выданных справок и консультаций, предоставляемых в виртуальном режиме удаленным пользователям библиотеки;
— количество посещений библиотек, в том числе культурно-просветительных мероприятий;
— количество посещений веб-сайтов библиотек.
Относительные показатели деятельности муниципальных библиотек: читаемость, посещаемость, обращаемость, документообеспеченность.
Экономические показатели: расходы на обслуживание одного пользователя, одно посещение, одну документовыдачу.
3.4. Сравнительный анализ основных статистических показателей деятельности библиотек, находящихся в составе библиотечной сети
3.5. Оказание платных услуг (виды услуг, раскрыть динамику по видам)
3.6. Краткие выводы по разделу. Основные тенденции в изменении потребностей пользователей и их удовлетворение.
- Библиотечные фонды (формирование, использование, сохранность)
4.1. Анализ статистических показателей. Динамика за три года.
4.2. Общая характеристика совокупного фонда муниципальных библиотек (объём, видовой и отраслевой состав).
4.3. Движение совокупного фонда муниципальных библиотек, в т.ч. по видам документов:
4.3.1. Поступления в фонды муниципальных библиотек — печатных изданий. Соблюдение норматива ЮНЕСКО (250 документов в год на 1000 жителей);
— электронных документов, в т.ч. локальные сетевые ресурсы, удаленные сетевые ресурсы (подписка на ЭБС и др.), ЭД на съемных носителях;
— подписка на периодические издания.
4.3.2. Выбытие из фондов муниципальных библиотек с указанием причин исключения из фонда
— печатных изданий;
— электронных документов.
4.4. Анализ и оценка состояния и использования фондов библиотек, находящихся в составе библиотечной сети.
— обновляемость фондов;
— обращаемость;
— выдача документов библиотечного фонда, в том числе по видам документов.
— выдача документов библиотечного фонда, в том числе по тематике 4.5. Финансирование комплектования (объемы, основные источники). 4.6. Краткие выводы по подразделу. Основные тенденции в формировании и использовании фондов.
4.7. Обеспечение сохранности фондов.
— соблюдение действующей инструкции по учету фондов;
— проверка и передача фондов библиотек в условиях реструктуризации библиотечной сети;
— количество переплетенных, отреставрированных изданий;
— соблюдение режимов хранения;
наличие охранных средств, обеспечивающих безопасность библиотек и библиотечных фондов;
— аварийные ситуации в библиотеках (количество ситуаций, причины возникновения и последствия).
4.8. Краткие выводы по подразделу. Основные проблемы обеспечения сохранности библиотечных фондов.
- Каталогизация и оцифровка библиотечного фонда
5.1. Создание электронного каталога и других баз данных муниципальными библиотеками. Динамика в целом по муниципальному образованию
— выполнение показателей, включенных в «дорожные карты»: увеличение количества библиографических записей в электронных каталогах муниципальных библиотек
— состояние ретроспективной конверсии. Перевод имеющихся карточных каталогов и картотек в электронный каталог;
— совокупный объем собственных библиографических баз данных муниципальных библиотек, объем электронных каталогов муниципальных библиотек, из них объем электронного каталога, доступного в сети Интернет.
5.2. Оцифровка документов библиотечного фонда муниципальных библиотек
— общее число оцифрованных документов, поступивших в качестве муниципального обязательного экземпляра;
5.3. Обеспечение удаленным пользователям доступа к полнотекстовым документам электронных библиотечных систем
— доступ к ресурсам Национальной электронной библиотеке (НЭБ);
— число сетевых удаленных лицензионных документов.
5.4. Представительство муниципальных библиотек в сети Интернет
— число муниципальных библиотек, имеющих веб-сайты;
— число муниципальных библиотек, имеющих веб-страницы, аккаунты в социальных сетях и т.п.;
— участие муниципальных библиотек в корпоративном портале -«Библиотечный портал»
5.5. Анализ состояния и использования электронных ресурсов библиотеками, находящимися в составе библиотечной сети
5.6. Краткие выводы по разделу. Общие проблемы формирования и использования электронных ресурсов в библиотечной сфере региона.
- Организация и содержание библиотечного обслуживания пользователей
6.1. Общая характеристика основных направлений библиотечного обслуживания населения муниципального района, с учетом расстановки приоритетов в анализируемом году. При раскрытии направлений работы необходимо делать акцент на проектах, программах, актуальных услугах и инновационных формах обслуживания.
6.2. Программно-проектная деятельность библиотек.
6.3. Культурно-просветительская деятельность.
6.4. Продвижение книги и чтения.
6.5. Обслуживание удаленных пользователей.
6.6. Внестационарные формы обслуживания.
6.7. Библиотечное обслуживание детей.
6.8. Библиотечное обслуживание людей с ограниченными возможностями и др.
6.9. Продвижение библиотек и библиотечных услуг и др. В этом разделе могут быть отражены и другие направления работы библиотек: гражданско-патриотическое воспитание, межнациональные отношения и межкультурные связи, здоровый образ жизни, экологическое просвещение, эстетическое воспитание, «Библиотеки в год литературы», «Библиотеки в год 85-летия образования республики» и др. Они могут быть выделены в отдельный подраздел или найти отражение в перечисленных выше подразделах.
- Справочно-библиографическое, информационное и социально-правовое обслуживание пользователей
7.1. Организация и ведение СБА в библиотеках
7.2. Справочно-библиографическое обслуживание индивидуальных пользователей и коллективных абонентов. Развитие системы СБО с использованием ИКТ.
7.3. Организация МБА и ЭДД в муниципальных библиотеках.
7.4. Формирование информационной культуры пользователей.
7.5. Деятельность Публичных центров правовой и социально значимой информации.
7.6. Деятельность Многофункциональных центров (МФЦ) по оказанию государственных услуг на базе муниципальных библиотек. 7.7. Выпуск библиографической продукции.
7.8. Краткие выводы по разделу.
- Краеведческая деятельность библиотек.
8.1. Реализация краеведческих проектов.
8.2. Анализ формирования и использования фондов краеведческих документов и местных изданий (движение фонда, источники поступлений, выдача).
8.3. Формирование краеведческих баз данных.
8.4. Основные направления краеведческой деятельности – по тематике (историческое, литературное, экологическое и др.) и формам работы. 8.5. Выпуск краеведческих изданий.
8.6. Раскрытие и продвижение краеведческих фондов, в том числе создание виртуальных выставок и музеев.
8.7. Создание в муниципальных библиотеках историко-краеведческих мини-музеев, краеведческих и этнографических комнат и уголков и т.п. 8.8. Краткие выводы по разделу. Перспективные направления развития краеведческой деятельности в муниципальном образовании.
- Автоматизация библиотечных процессов
9.1. Состояние компьютерного парка муниципальных библиотек, Наличие локальной вычислительной сети и высокоскоростных линий доступа в Интернет. Динамика за три года в целом по муниципальному образованию:
— число персональных компьютеров
— число персональных компьютеров для пользователей;
— число муниципальных библиотек, имеющих доступ в Интернет, в том числе с устройства пользователя;
-число единиц копировально-множительной техники; из них:
— число техники для пользователей;
— число техники для оцифровки фонда.
9.2. Анализ состояния автоматизации библиотечных процессов в библиотеках
9.3. Общие выводы о проблемах технологического развития муниципальных библиотек
- Организационно-методическая деятельность
10.1. Виды и формы методических услуг/работ, выполненных ЦБ
— количество индивидуальных и групповых консультаций, в т.ч. проведенных дистанционно;
— количество подготовленных информационно-методических материалов в печатном и электронном виде;
— количество и темы организованных совещаний, круглых столов, профессиональных встреч;
— количество проведенных обучающих мероприятий;
— количество выездов в библиотеки с целью оказания методической помощи, изучения опыта работы;
— мониторинги (количество, тематика, итоги).
10.3. Кадровое обеспечение методической деятельности (наличие должности методиста по библиотечной работе в штатном расписании ЦБ или иной организации).
10.4. Повышение квалификации библиотечных специалистов.
10.5. Профессиональные конкурсы.
10.6. Публикации в профессиональных изданиях.
10.7. Краткие выводы по разделу. Приоритеты развития методической деятельности ЦБ муниципальных образований.
- Библиотечные кадры
11.1. Общая характеристика персонала муниципальных библиотек, Динамика за три года:
— штатная численность библиотечных работников;
— число библиотекарей, работающих на неполную ставку;
— число библиотечных работников, имеющих подготовку по использованию ИКТ;
— состав специалистов по образованию;
— состав специалистов по профессиональному стажу;
— состав специалистов по возрасту.
11.3. Оплата труда. Средняя месячная заработная плата работников библиотек в сравнении со средней месячной зарплатой в прошлом году.
11.4. Краткие выводы. Проблемы обеспечения муниципальных библиотек персоналом, отвечающим технологическим и информационным вызовам времени, в том числе на основе обучения и переподготовки кадров.
- Материально-технические ресурсы библиотек
12.1. Общая характеристика зданий, помещений муниципальных библиотек
— обеспеченность муниципальных библиотек зданиями и помещениями;
— физическое состояние зданий, помещений муниципальных библиотек.
12.2. Финансовое обеспечение материально-технической базы:
— сумма средств, израсходованных на ремонт и реставрацию;
— сумма средств, израсходованных на приобретение оборудования. 12.3. Проблемы модернизации библиотечных зданий, приспособления внутреннего пространства библиотек к современным потребностям пользователей, создание условий для безбарьерного общения.
- Основные итоги года. Обозначить нерешенные проблемы и задачи на будущий год.