Методические рекомендации
по организации и проведению мониторинга соответствия муниципальных библиотек Республики Марий Эл «Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки»
- Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок организации и проведения мониторинга соответствия муниципальных библиотек Республики Марий Эл «Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки» (далее — Стандарт).
1.2. Цель мониторинга — анализ соответствия муниципальных библиотек Республики Марий Эл «Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки» и последующего его внедрения.
1.3. Объекты мониторинга:
— состояние помещений, фондов, техники, оборудования муниципальных библиотек;
— результаты библиотечной деятельности.
1.3. Основные задачи мониторинга:
— сбор и обобщение информации об объектах мониторинга, выявление соответствия требованиям Стандарта;
— оценка значимости результатов, определение причин выявленных несоответствий и выработка рекомендаций по совершенствованию соответствующих работ/услуг.
1.5. Инструментами проведения мониторинга являются:
— данные 6 НК;
— табличный вариант инструментария для проведения мониторинга «Направления осуществления мониторинга соответствия библиотек Республики Марий Эл «Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки».
- Организация мониторинга
2.1. Для начального периода внедрения стандарта в деятельность библиотек республики необходимо:
— обозначить ситуацию, в которой работают библиотеки республики (помещения, фонды, техника, оборудование);
— оценить условия обслуживания пользователей, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья;
— выявить лучшие практики в культурно-просветительской, образовательной деятельности, в работе по организации интеллектуального досуга населения, в деятельности библиотек по созданию собственных ресурсов и организации доступа к ресурсам других агрегаторов.
2.2. Мониторинг рекомендуется проводить в соответствии с табличным вариантом инструментария для проведения мониторинга «Направления осуществления мониторинга соответствия библиотек Республики Марий Эл «Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки»
2.3. Показатели для проведения мониторинга (наименование услуг (работ)) разработаны научно-методическим отделом Национальной библиотеки им. С.Г.Чавайна в соответствии с основным текстом Стандарта, а также в соответствии с позициями Концептуальной модели общедоступной библиотеки нового типа, разработанной АПРИКТ (далее — Концептуальная модель) http://www.новаябиблиотека.рф/
2.4. При планировании и проведении мониторинга рекомендуется придерживаться следующей периодичности проведения мероприятий мониторинга по положениям Стандарта: 1 период – с 1 января до 25 июня; 2 период – с 1 июля до 25 декабря текущего года.
2.5. Мероприятия мониторинга должны быть направлены на выявление динамики (положительной или отрицательной) с момента признания соответствующего положения Стандарта выполненным в рамках внедрения Стандарта. В отношении каждого из положений Стандарта могут быть предусмотрены мероприятия по совершенствованию соответствующих процессов (работ/услуг).
2.6. Мониторинг на местах проводится специалистами методических отделов Центральных библиотек муниципальных образований республики. Сводный анализ – специалистами НМО НБ им. С.Г.Чавайна.
Направления осуществления мониторинга
соответствия библиотек Республики Марий Эл
Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки
№ п\п | Наименование услуги (работы) | Показатели |
1. | Компьютерное и офисное оборудование, программное обеспечение | |
1.1 | Обеспечение компьютерной техникой | Обозначить все библиотеки, жирным шрифтом выделить купленную вами (не б\у) и год покупки) |
1.2 | Обеспечение доступа в Интернет | Перечислить подключенные библиотеки (имеют возможность выхода в Интернет), выделить жирным шрифтом библиотеки, которые на 1 июля с интернетом) |
1.3 | WiFi в библиотеке | Обозначить библиотеки, имеющие WiFi зоны |
1.4 | Наличие лицензионного программного обеспечения | Обозначить имеющееся лицензионное ПО (основные программы), при каких условиях установлено (при покупке (ИЛИ коробочный вариант)Антивирусные программы (при покупке (ИЛИ коробочный вариант)
|
1.5 | Обеспечение офисной техникой | Обозначить библиотеки |
2. | Обеспечение доступа к ресурсам | |
2.1 | Консультант+ | В каких библиотеках установлена база Консультант+ , как проводится обновление |
2.2 | Организация удаленного доступа к ресурсам библиотеки, удаленного заказа литературы | МБА, ЭДД. Обозначить библиотеки, создающие ЭК. |
2.3 | Организация обслуживания вне здания библиотеки: сеть представительств в организациях | В каких библиотеках и где работают библиотечные пункты, передвижки и пр. |
2.4 | Доставка литературы на дом социально незащищенным группам | Какие библиотеки организуют обслуживание пользователей на дому, периодичность. Сколько обслужено чел. |
2.5 | Совершенствование системы поиска информации по библиотечным каталогам и цифровым ресурсам (РФ) | Работа с СКБР, цифровыми ресурсами других агрегаторов (перечислите к каким ресурсам чаще обращаются). Статистика выходов в СКБР, на образовательные и др. порталы |
2.6 | Собственные электронные ресурсы | |
2.61 | Ведение и редактирование собственного ЭК | Количество записей в ЭК на 1 января 2017 года -_____Количество записей в ЭК на 1 июля 2017 года-_____
В среднем в год вводится ____ записей (среднее число за 3 года- 2012, 2013, 2014гг.) |
2.6.2 | Перевод имеющихся каталогов и картотек в электронный вид | Ретроконверсия карточных каталогов, метод ввода |
2.6.3 | Ведение собственных баз данных | Названия БД, какая библиотека создала |
2.7 | Организация разноканальной системы информирования пользователей о ресурсах, новинках, мероприятияхРекламно-информационное оформление зданий и помещений – размещение заметных и привлекательных вывесок, информационных стендов и т.п. | 1. Обозначить названия библиотек, имеющих сайт, страницы в соцсетях (адрес страниц). Есть ли специальные рубрики типа «библиотека приглашает (информирует)»?2. Размещение информационных материалов в СМИ – если такая работа ведется
3. Изготовление и распространение печатной продукции о деятельности библиотек (буклеты, закладки …) |
2.8 | Организация равноправного диалога «библиотекарь–читатель», создание возможностей влияния пользователей на библиотечные процессы: комментарии к ресурсам, рекомендации по их приобретению и т.д. | Обозначить наличие (отсутствие) на сайтах, страницах в соцсетях разделов по оценке качества работы библиотек и пр. |
2.9 | Организация высокопрофессионального консультирования и навигации по пространству цифровой информации | Работа ЦОДов, ПЦПИ.МФЦ на базе сельских библиотек. |
2.10 | Получение ресурсов из НЭБ | Обозначить библиотеки, начавшие процесс заключения договоров. |
2.11 | Получение муниципального ОЭ | Какие библиотеки и какие издания получают |
2.12 | Покупка изданий (выполнение норматива 250 НОВЫХ книг на 1000 жителей (указать фактическое значение без перераспределения) | Финансирование комплектования в 2014, 2015г., из каких бюджетов и суммы.Фактическое значение (например: 85 книг на 1000 жителей в 2014 г., 25 книг на 1000 жителей в 2017 г.) |
3. | Помещения | |
3.1. | Выделены ли отдельные зоны: зоны индивидуальной работы, зоны релаксации, зоны проведения массовых мероприятий, служебные зоны и др. | Обозначить в каких библиотеках какие зоны имеют место |
3.2. | Оборудование современной мебелью (куплена в 2000 — 2015гг.) | В какие библиотеки, какая библиотечная мебель была приобретена и в каком году. |
3.3. | Обеспечение комфорта с точки зрения температурного, влажностного режима, освещения, включая возможность выбора индивидуального освещения | Обозначить, в том числе, библиотеки, нуждающиеся в ремонте. На какие средства делается ремонт. |
3.4 | Тематическое дизайнерское оформление отдельных зон | Кто занимается оформлением. Как оформлены помещения. |
4 | Условия обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья. | |
4.1. | Беспрепятственный доступ | В каких библиотеках установлен пандус (съезд), кнопка вызова |
4.2 | Фонд | В каких библиотеках есть фонд изданий в специальных форматах для слепых и слабовидящих (заключен договор с Республиканской библиотекой для слепых) |
5 | Условия обслуживания детей и юношества (молодежи) | |
5.1 | Проведение мероприятий по выявлению одаренных детей, помощь им в развитии | Какие мероприятия и в каких библиотеках |
5.2 | Создание условий для приобщения к чтению и самореализации юных пользователей | Обозначить охват библиотечным обслуживанием жителей детского (юношеского) возраста(всего детей_____, из них читателей___)
— молодежи (всего _____, из них читателей___) Программы по приобщению к чтению и самореализации, мероприятия. |
6. | Сохранность культурного наследия | |
6.1 | Обеспечение физического сохранения фондов | В том числе, кем осуществляется ремонт документов. |
6.2 | Оцифровка фондов | Количество (и названия) оцифрованных документов |
7. | Культурно-просветительская деятельность, интеллектуальный досуг | |
7.1 | Текст из стандарта: — библиотека как площадка обсуждения информации (место общения, просвещения, «интеллектуально-досуговый центр» и др.)
— библиотека как площадка проведения культурно-просветительских и социально-значимых мероприятий (литературные студии для взрослых и детей, «библиотечные уроки», литературные встречи, организация посещений библиотек учащимися и студентами, мероприятия по патриотическому воспитанию и др.). Библиотечное пространство должно предоставлять возможность проведения интеллектуального досуга и общения, обсуждения прочитанного и увиденного посредством предоставления возможности просмотра кинофильмов, создания интеллект-центров, клубов по интересам, площадок для общения, литературных студий, проведения интеллектуальных игр, организации краеведческого и литературного туризма, встреч с литераторами и другими деятелями культуры, концертов, выставок в помещениях библиотек либо через он-лайн сервисы, а также посредством проведения просветительских мероприятий – лекций, семинаров, научных дискуссий |
Формы и названия мероприятий, библиотек, в которой проводились данные мероприятия и среднее количество участников на каждом мероприятии. |
7.2 | Наличие договоров о сотрудничестве с:· общеобразовательными организациями,
· детскими школами искусств, · образовательными организациями профессионального образования, вузами, · учреждениями культуры.
|
Какими библиотеками и с какими учреждениями (организациями) заключены договоры.Доля проведенных мероприятий на базе школ, детских садов и пр. (то есть не в библиотеке) в общем количестве мероприятий |
8 | Образовательные мероприятия | |
Библиотека как площадка получения новых знаний, самообучения, обучения; образовательная деятельность, в том числе тренинги, семинары, лекции, курсы изучения языков, информационной грамотности, в том числе во взаимодействии с образовательными и др. учреждениями и организациями. | Обозначьте библиотеки, которые проводят обучающие мероприятия (школы компьютерной грамотности, обучению иностранным языкам и пр.) | |
9 | Оценка качества обслуживания | |
Проведение опросов пользователей, удовлетворенных (не удовлетворенных) качеством услуг библиотеки | Проводятся ли опросы, если проводились, то когда и каков % удовлетворенных качеством услуг библиотеки от общего числа опрошенных пользователей | |
10 | Научно-методическое обеспечение развития библиотек и экспертно-аналитическая работа | |
Количество: выполненных научно-методических работ, прикладных исследований, проведенных мониторингов, опросов и др., разработанных образовательных программ, в т. ч. программ по повышению квалификации, проведенных научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, форумов и пр. | Какие программы работают, какие мероприятия проводятся. |