Методические рекомендации по организации и проведению мониторинга соответствия муниципальных библиотек «Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки»

10.07.2015 | 424 просмотра(ов)

Методические рекомендации

по организации и проведению мониторинга соответствия муниципальных библиотек Республики Марий Эл «Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки»

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок организации и проведения мониторинга соответствия муниципальных библиотек Республики Марий Эл «Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки» (далее — Стандарт).

1.2. Цель мониторинга — анализ соответствия муниципальных библиотек Республики Марий Эл «Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки» и последующего его внедрения.

1.3. Объекты мониторинга:

— состояние помещений, фондов, техники, оборудования муниципальных библиотек;

— результаты библиотечной деятельности.

1.3. Основные задачи мониторинга:

— сбор и обобщение информации об объектах мониторинга, выявление соответствия требованиям Стандарта;

— оценка значимости результатов, определение причин выявленных несоответствий и выработка рекомендаций по совершенствованию соответствующих работ/услуг.

1.5. Инструментами проведения мониторинга являются:

— данные 6 НК;

— табличный вариант инструментария для проведения мониторинга «Направления осуществления мониторинга соответствия библиотек Республики Марий Эл «Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки».

  1. Организация мониторинга

2.1. Для начального периода внедрения стандарта в деятельность библиотек республики необходимо:

— обозначить ситуацию, в которой работают библиотеки республики (помещения, фонды, техника, оборудование);

— оценить условия обслуживания пользователей, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья;

— выявить лучшие практики в культурно-просветительской, образовательной деятельности, в работе по организации интеллектуального досуга населения, в деятельности библиотек по созданию собственных ресурсов и организации доступа к ресурсам других агрегаторов.

2.2. Мониторинг рекомендуется проводить в соответствии с табличным вариантом инструментария для проведения мониторинга «Направления осуществления мониторинга соответствия библиотек Республики Марий Эл «Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки»

2.3. Показатели для проведения мониторинга (наименование услуг (работ)) разработаны научно-методическим отделом Национальной библиотеки им. С.Г.Чавайна в соответствии с основным текстом Стандарта, а также в соответствии с позициями Концептуальной модели общедоступной библиотеки нового типа, разработанной АПРИКТ (далее — Концептуальная модель) http://www.новаябиблиотека.рф/

2.4. При планировании и проведении мониторинга рекомендуется придерживаться следующей периодичности проведения мероприятий мониторинга по положениям Стандарта: 1 период – с 1 января до 25 июня; 2 период – с 1 июля до 25 декабря текущего года.

2.5. Мероприятия мониторинга должны быть направлены на выявление динамики (положительной или отрицательной) с момента признания соответствующего положения Стандарта выполненным в рамках внедрения Стандарта. В отношении каждого из положений Стандарта могут быть предусмотрены мероприятия по совершенствованию соответствующих процессов (работ/услуг).

2.6. Мониторинг на местах проводится специалистами методических отделов Центральных библиотек муниципальных образований республики. Сводный анализ – специалистами НМО НБ им. С.Г.Чавайна.

 

Направления осуществления мониторинга
соответствия библиотек Республики Марий Эл
Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки

№ п\п Наименование услуги (работы) Показатели
1. Компьютерное и офисное оборудование, программное обеспечение
1.1 Обеспечение компьютерной техникой Обозначить все библиотеки, жирным шрифтом выделить купленную вами (не б\у) и год покупки)
1.2 Обеспечение доступа в Интернет Перечислить подключенные библиотеки (имеют возможность выхода в Интернет), выделить жирным шрифтом библиотеки, которые на 1 июля с интернетом)
1.3 WiFi в библиотеке Обозначить библиотеки, имеющие WiFi зоны
1.4 Наличие лицензионного программного обеспечения Обозначить имеющееся лицензионное ПО (основные программы), при каких условиях установлено (при покупке (ИЛИ коробочный вариант)Антивирусные программы (при покупке (ИЛИ коробочный вариант)

 

1.5 Обеспечение офисной техникой Обозначить библиотеки
2. Обеспечение доступа к ресурсам
2.1 Консультант+ В каких библиотеках установлена база Консультант+ , как проводится обновление
2.2 Организация удаленного доступа к ресурсам библиотеки, удаленного заказа литературы МБА, ЭДД. Обозначить библиотеки, создающие ЭК.
2.3 Организация обслуживания вне здания библиотеки: сеть представительств в организациях В каких библиотеках и где работают библиотечные пункты, передвижки и пр.
2.4 Доставка литературы на дом социально незащищенным группам Какие библиотеки организуют обслуживание пользователей на дому, периодичность. Сколько обслужено чел.
2.5 Совершенствование системы поиска информации по библиотечным каталогам и цифровым ресурсам (РФ) Работа с СКБР, цифровыми ресурсами других агрегаторов (перечислите к каким ресурсам чаще обращаются). Статистика выходов в СКБР, на образовательные и др. порталы
2.6 Собственные электронные ресурсы
2.61 Ведение и редактирование собственного ЭК  Количество записей в ЭК на 1 января 2017 года -_____Количество записей в ЭК на 1 июля 2017 года-_____

В среднем в год вводится ____ записей (среднее число за 3 года- 2012, 2013, 2014гг.)

2.6.2 Перевод имеющихся каталогов и картотек в электронный вид Ретроконверсия карточных каталогов, метод ввода
2.6.3 Ведение собственных баз данных Названия БД, какая библиотека создала
2.7 Организация разноканальной системы информирования пользователей о ресурсах, новинках, мероприятияхРекламно-информационное оформление зданий и помещений – размещение заметных и привлекательных вывесок, информационных стендов и т.п. 1. Обозначить названия библиотек, имеющих сайт, страницы в соцсетях (адрес страниц). Есть ли специальные рубрики типа «библиотека приглашает (информирует)»?2. Размещение информационных материалов в СМИ – если такая работа ведется

3. Изготовление и распространение печатной продукции о деятельности библиотек (буклеты, закладки …)

2.8 Организация равноправного диалога «библиотекарь–читатель», создание возможностей влияния пользователей на библиотечные процессы: комментарии к ресурсам, рекомендации по их приобретению и т.д. Обозначить наличие (отсутствие) на сайтах, страницах в соцсетях разделов по оценке качества работы библиотек и пр.
2.9 Организация высокопрофессионального консультирования и навигации по пространству цифровой информации  Работа ЦОДов, ПЦПИ.МФЦ на базе сельских библиотек.
2.10 Получение ресурсов из НЭБ  Обозначить библиотеки, начавшие процесс заключения договоров.
2.11 Получение муниципального ОЭ  Какие библиотеки и какие издания получают
2.12 Покупка изданий (выполнение норматива 250 НОВЫХ книг на 1000 жителей (указать фактическое значение без перераспределения) Финансирование комплектования в 2014, 2015г., из каких бюджетов и суммы.Фактическое значение (например: 85 книг на 1000 жителей в 2014 г., 25 книг на 1000 жителей в 2017 г.)
3. Помещения
3.1. Выделены ли отдельные зоны: зоны индивидуальной работы, зоны релаксации, зоны проведения массовых мероприятий, служебные зоны и др. Обозначить в каких библиотеках какие зоны имеют место
3.2. Оборудование современной мебелью (куплена в 2000 — 2015гг.) В какие библиотеки, какая библиотечная мебель была приобретена и в каком году.
3.3. Обеспечение комфорта с точки зрения температурного, влажностного режима, освещения, включая возможность выбора индивидуального освещения Обозначить, в том числе, библиотеки, нуждающиеся в ремонте. На какие средства делается ремонт.
3.4 Тематическое дизайнерское оформление отдельных зон Кто занимается оформлением. Как оформлены помещения.
4 Условия обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья.
4.1. Беспрепятственный доступ В каких библиотеках установлен пандус (съезд), кнопка вызова
4.2 Фонд В каких библиотеках есть фонд изданий в специальных форматах для слепых и слабовидящих (заключен договор с Республиканской библиотекой для слепых)
5 Условия обслуживания детей и юношества (молодежи) 
5.1 Проведение мероприятий по   выявлению одаренных детей, помощь им в развитии Какие мероприятия и в каких библиотеках
5.2 Создание условий для приобщения к чтению и самореализации юных пользователей  Обозначить охват библиотечным обслуживанием жителей детского (юношеского) возраста(всего детей_____, из них читателей___)

— молодежи (всего _____, из них читателей___)

Программы по приобщению к чтению и самореализации, мероприятия.

6. Сохранность культурного наследия  
6.1 Обеспечение физического сохранения фондов В том числе, кем осуществляется ремонт документов.
6.2 Оцифровка фондов Количество (и названия) оцифрованных документов
7. Культурно-просветительская деятельность, интеллектуальный досуг
7.1 Текст из стандарта: — библиотека как площадка обсуждения информации (место общения, просвещения, «интеллектуально-досуговый центр» и др.)

— библиотека как площадка проведения культурно-просветительских и социально-значимых мероприятий (литературные студии для взрослых и детей, «библиотечные уроки», литературные встречи, организация посещений библиотек учащимися и студентами, мероприятия по патриотическому воспитанию и др.).

Библиотечное пространство должно предоставлять возможность проведения интеллектуального досуга и общения, обсуждения прочитанного и увиденного посредством предоставления возможности просмотра кинофильмов, создания интеллект-центров, клубов по интересам, площадок для общения, литературных студий, проведения интеллектуальных игр, организации краеведческого и литературного туризма, встреч с литераторами и другими деятелями культуры, концертов, выставок в помещениях библиотек либо через он-лайн сервисы, а также посредством проведения просветительских мероприятий – лекций, семинаров, научных дискуссий

Формы и названия мероприятий, библиотек, в которой проводились данные мероприятия и среднее количество участников на каждом мероприятии.
7.2 Наличие договоров о сотрудничестве с:·       общеобразовательными организациями,

·       детскими школами искусств,

·       образовательными организациями профессионального образования, вузами,

·       учреждениями культуры.

 

Какими библиотеками и с какими учреждениями (организациями) заключены договоры.Доля проведенных мероприятий на базе школ, детских садов и пр. (то есть не в библиотеке) в общем количестве мероприятий
8 Образовательные мероприятия
Библиотека как площадка получения новых знаний, самообучения, обучения; образовательная деятельность, в том числе тренинги, семинары, лекции, курсы изучения языков, информационной грамотности, в том числе во взаимодействии с образовательными и др. учреждениями и организациями. Обозначьте библиотеки, которые проводят обучающие мероприятия (школы компьютерной грамотности, обучению иностранным языкам и пр.)
9 Оценка качества обслуживания
Проведение опросов пользователей, удовлетворенных (не удовлетворенных) качеством услуг библиотеки Проводятся ли опросы, если проводились, то когда и каков % удовлетворенных качеством услуг библиотеки от общего числа опрошенных пользователей
10 Научно-методическое обеспечение развития библиотек и экспертно-аналитическая работа
Количество: выполненных научно-методических работ, прикладных исследований, проведенных мониторингов, опросов и др., разработанных образовательных программ, в т. ч. программ по повышению квалификации, проведенных научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, форумов и пр. Какие программы работают, какие мероприятия проводятся.