В наследство – музыка: методические рекомендации

04.03.2015 | 978 просмотра(ов)

В наследство – музыка: методические рекомендации / М-во культуры, печати и по делам национальностей Респ. Марий Эл, Нац. Б-ка им. С. Г. Чавайна; сост. Н. В. Царегородцева. – Йошкар-Ола: Национальная библиотека им. С. Г. Чавайна, 2015. – 16 с.

В методические рекомендации входят сценарии: «Воды текут, а музыка остается» и «Музыки связующая нить», посвященные юбилейным датам творческой династии выдающихся композиторов, составляющих музыкальную славу России, — наших земляках Якове Андреевиче Эшпае (2017 г. — 125-летие со дня рождения) и Андрее Яковлевиче Эшпае (2017 г. — 90-летие со дня рождения).

Воды текут, а музыка остается

(к 125-летию со дня рождения марийского композитора Я. А. Эшпая (Ишпайкина).

Воды текут – берега остаются,
Птицы улетают – гнезда остаются,
Листья опадают – деревья остаются…
(Народная песня горных мари)

В наследство – музыка: методические рекомендацииВедущий 1:

Течение воды – символ времени и человеческой жизни, символ изменчивости всего сущего. Что же остается неподвластным этой великой силе – Времени? Это музыка. Она вечна.

30 октября 2017 года вся марийская общественность будет отмечать 125-летие со дня рождения композитора, музыковеда-фольклориста, одного из основоположников марийской профессиональной музыки, первого из мари кандидата искусствоведения Якова Андреевича Эшпая (Ишпайкина) (1890-1963).

История профессиональной марийской музыкальной культуры начинается с двух замечательных музыкантов, двоюродных братьев — Якова Андреевича Эшпая (1890-1963) и Ивана Степановича Ключникова-Палантая (1886-1926). По-разному складывались их судьбы, разными были и личности. И. С. Палантай прожил всего 40 лет, свою недолгую творческую жизнь он посвятил становлению национальной музыки. Я. А. Эшпаю суждена была более долгая и плодотворная творческая работа.

Ведущий 2:

Яков Эшпай родился 18 (30) октября 1890 года в селе Кокшамары (Звениговский район Республика Марий Эл) в крестьянской семье Андрея Афанасьевича Ишпайкина.

Семья Ишпайкиных была дружной, гостеприимной. «У нас было очень уютно, всегда звучала музыка…. Помню, я был совсем малышом, отец играл на гуслях, положив их на стол, а я сидел у него на коленях. Так я и засыпал под мелодичные звуки…» — вспоминал Яков Андреевич позднее.

Когда Яше было пять лет, отец купил на базаре маленькую скрипку. На ней он и разучил первые марийские и русские песни. Однако вскоре увлекся игрой на гармони, на которой хорошо играли его старший брат и отец. Научился играть и на гуслях, однако они нравились ему меньше, потому что звук был более слабым.

После окончания начальной школы (1908) в родной деревне Якова увезли в Михайло-Архангельский монастырь на реке Суре в Козьмодемьянском уезде. В монастырской школе большое внимание уделялось преподаванию пения и музыки, имелись церковный хор и ученический оркестр, в которых участвовал и Яков Ишпайкин. Окончив школу со сдачей экзамена на звание учителя церковно-приходской школы, молодой учитель два года проработал в сельской школе деревни Сухой Овраг Помарской волости Чебоксарского уезда. После этого он по примеру и совету Ивана Ключникова поступил учиться на регентские курсы Казанского музыкального училища. Во время учебы он поет в монастырском хоре, работает учителем пения в приходском училище.

При окончании в 1913 году музыкального училища, где, кроме регентских курсов, он еще обучался на отделении композиции, Яков Андреевич по рекомендации дяди – И. П. Ишпайкина – был приглашен учителем пения в Уфимскую духовную семинарию. В Уфе он становится активным участником общественно-музыкальной жизни города. Он руководил хором семинарии и светским хором, играл на скрипке и альте в струнном квартете, организованном при учительском институте. Но работать ему пришлось недолго – началась Первая мировая война.

Ведущий 1:

В 1915 году Я.А. Ишпайкин был призван в армию, но и там он не отрывается от любимой музыки, становится участником полкового оркестра и хора. Вернувшись в 1918 году на родину, он организовал в Кокшамарах школу и стал заведовать ею. В летние месяцы 1919, 1920, 1921 годов вместе с Палантаем участвует в экспедициях по записи музыкального фольклора, в основном среди горномарийского населения. А уже 1 марта 1921 года на концерте, посвященном торжественному «открытию» Марийской автономной области, прозвучала впервые в его обработке знаменитая горномарийская песня «Салым сола».

В 1922-1927 годах Я. А. Эшпай (так он по тогдашней моде на «национализацию» изменил свою фамилию) вел преподавательскую работу в Мариинском Посаде и городе Козьмодемьянске. Но стремление к пополнению знаний никогда не покидало его. И в 37 лет, уже обремененный семьей, имея двух маленьких сыновей, он поступает в Московскую консерваторию. Здесь он окунулся в углубленное изучение музыкального фольклора. Уже в 1929 году появилась его первая статья о марийской музыке в журнале «Музыкальное образование». После окончания консерватории, а затем аспирантуры при ней, Я. А. Эшпай с 1933 года работал в Йошкар-Оле в областном отделе народного образования, в МарНИИ, на радио, в техникуме искусств, одновременно занимаясь творчеством.

Ведущий 2:

Большой заслугой Якова Эшпая является то, что приемы обработки народных песен для хора, разработанные Иваном Палантаем, он успешно стал применять в инструментальной музыке. Он по существу явился родоначальником этого направления в марийском музыкальном искусстве, написал около ста инструментальных произведений в различных жанрах — вокальные, хоровые, камерно-инструментальные, оркестровые сочинения. Приступил к работе над оперой – новым жанром для марийской музыки. Вновь выезжал в фольклорные экспедиции по различным районам Марийской республики и Удмуртии. При этом активно собирал материал по национальным музыкальным инструментам, который позже станет основой его диссертации.

Хотя шквал сталинских репрессий миновал Якова Эшпая, лишь обдав его своим леденящим дыханием, заниматься творчеством стало опасно. Поэтому в деятельности композитора на этом этапе на первое место выходят музыковедческие исследования. Изданная в 1940 году книга Я. А. Эшпая «Национальные музыкальные инструменты марийцев» стала первым научным исследованием по этой проблеме.

Ведущий 1:

В 1946 году Яков Андреевич защитил диссертацию на ученую степень кандидата искусствоведения (первую по марийскому искусству) — «Музыкальные инструменты марийского народа».

В послевоенные годы, работая научным сотрудником МарНИИ, он продолжал собирать и систематизировать музыкальный фольклор родного народа, готовил сборник марийских народных песен, написал и опубликовал первый биографический и творческий портрет Ивана Степановича Ключникова-Палантая. Прекрасный знаток марийского музыкального фольклора, композитор в своих сочинениях исходил из образного содержания народной песни, ее мелодико-ритмической основы, светлого жизнерадостного взгляда на мир, поэтому задорные, бодрые ритмы маршей, танцев, частушек, свойственные народной песне советского периода, характеризуют и музыку Я. Эшпая, преимущественно оптимистическую по настрою. Нередко, обращаясь к классическому наследию мари – лирическим песням-размышлениям, он обогащал эмоционально-образную палитру собственного творчества элегическими настроениями светлой грусти, затаенной печали или углубленной сосредоточенности.

Но мысль о национальной опере не покидала композитора. На первом съезде марийских композиторов в 1948 году Я. А. Эшпай отмечал: «У соседних с нами народов Поволжья появляются оперы – любимый жанр всех народов Союза, а у нас еще нет». Он пытался реализовать эту задачу, которая, по словам музыковеда профессора А. Л. Маклыгина, оказалась «неподъемной жанровой высотой», даже не смотря на попытки взять к себе в соавторы известных мастеров оперного жанра Н. Грюнфельда или Б. Шехтера, затем – А. Спадавеккиа. Опера, уже с ориентацией на новое либретто под названием «Мирон Мумарин» (об участии марийцев в восстании Степана Разина), так и осталась лишь замыслом. Да и сам замысел после разгромных постановлений ЦК ВКП (б) по вопросам литературы и искусства оказался отвергнутым, поскольку был ориентирован на историю, а не на современность.

Ведущий 2:

Но в это время марийская музыкальная культура обогатилась новыми инструментальными и симфоническими произведениями Якова Эшпая, его хоровыми обработками, оригинальной музыкой к кинофильму «Марийская АССР». Выдающейся его заслугой стало то, что он вырастил и воспитал великого композитора нашей эпохи Андрея Эшпая, поднявшего марийскую музыку на мировую высоту. Позднее Андрей Яковлевич посвятил памяти отца одну из блестящий своих симфоний, с использованием фольклорных материалов отца написал выдающееся произведение – «Песни горных и луговых мари».

Яков Андреевич за свою жизнь собрал и записал более 600 народных песен и инструментальных мелодий. В песнях Я. Эшпая говорится о счастливой жизни марийского народа в великой семье народов Советского Союза, о прекрасной природе марийского края, о людях, которые здесь проживают.

(Звучат марийские народные песня: «Солнце красное взошло», «Марийский край. Дует легкий ветерок» и «На колхозном поле, смуглолицая» в исполнении Государственной хоровой капеллы Марийской АССР на музыку Я. Эшпая).

Позже его знаменитый сын Андрей скажет так: «Отец был поразительно талантлив, и не только как человек, и не только как этнограф – страстный собиратель мелодий своего народа, но и как человек, «ощущавший себя частью родной природы…».

Музыкантов разных возрастов и специальностей влекли к Я. А. Эшпаю не только его богатые познания в области фольклора Поволжья, но и замечательные человеческие качества: «Скромный, проявляющий какую-то всеобъемлющую доброту к окружающим – вспоминал об Эшпае композитор А. Балдин, — он умел многое понимать и много отдавать, ничего не требуя взамен. Якову Андреевичу было чуждо какое-либо честолюбие, он никогда не заботился о продвижении своих сочинений на эстраду, силу для неустанной творческой работы он черпал в любви к музыкальному искусству своего народа, которому посвятил всю жизнь».

Яков Андреевич Эшпай ушел из жизни в 1963 году. Марийский народ воздает должное памяти композитора. Его именем названа улица в Йошкар-Оле, Дворец культуры в Козьмодемьянске, на здании Кокшамарской школы установлена мемориальная доска. В июне 2010 года в деревне Кокшамары состоялся музыкальный фестиваль «Воды текут», посвященный 120-летию со дня рождения Якова Эшпая и 85-летию Андрея Эшпая. В ходе праздника перед зданием школы рядом с памятником Ивану Палантаю был открыт памятник-бюст Якову Эшпаю.

Литература:

  • Марийская биографическая энциклопедия: 3849 имен в истории Марийкого края и марийского народа / авт. и рук. проекта Валерий Мочаев.-Йошкар-Ола : Марийский Биографический центр, 2007. — 486 с.
  • Энциклопедия Республики Марий Эл.- Йошкар-Ола, 2009.- С. 837.
  • Эшпай Яков Андреевич // Марийская биографическая энциклопедия : 3849 имен в истории Марийского края и марийского народа. -: Йошкар-Ола, 2007 — С. 414.
  • Я. Эшпай // Композиторы и музыковеды Республики Марий Эл: справочник /сост.: В. К. Кузнецова, Л. И. Кулынетова, В. И. Чеснокова. -Йошкар-Ола, — С. 256-263.
  • Васильева Т. Мы уходим — вы остаетесь / Т. Васильева // Ведомости Козьмы и Дамиана.- 2010. — 1 июля. — С. 10.
  • Витальев В. Ангел семейства Эшпаев / В. Витальев // Йошка-Ола.- 2010. — 103 с.: фотоил.
  • Волгин К. Композитор Яков Эшпай / К. Волгин // Марий сандалык — Марийс. мир. — 2010. — №4. — С. 38-39.
  • Григорьев Ю. Сем пайрем юарлен Кокшамарий мландыште / Ю. Григорьев // Марий Эл. — 2010. — 29 июня. — С. 14.
  • Гаврилова С. Воды текут…/ С. Гаврилова // Звенигов. неделя. -2010. — 2 июля. — С. 1.
  • Кулишова Н. Пусть звучит разная музыка на земле предков! / Наталья Кулишова // Марийс. правда. — 2010. — 29 июня — С 4.
  • Мальцева Е. Воды текут, а музыка остается / Е. Мальцева // Марийс. правда. — 2010. — 1 июля. — С. 5.
  • Мурзашев А. Эшпаймытлан пӧлеклалтын пӱтынь книга /Алексей Мурзашев // Марий Эл. — 2006. — 18 янв. — С. 6.

 

Музыки связующая нить

( к 90-летию со дня рождения композитора А. Я. Эшпая)

Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык,
должна быть неразлучна с народом,
с почвою этого народа,
с его историческим развитием.

(Владимир Васильевич Стасов, историк искусств)

В наследство – музыка: методические рекомендации Ведущий 1:

15 мая 2017 года исполняется 90 лет со дня рождения композитора, пианиста, музыкального и общественного деятеля, лауреата Государственной и Ленинской премии СССР, заслуженного деятеля искусств Марийской АССР, Мордовской АССР, Чувашской АССР, Якутской АССР и РСФСР и СССР, почетного гражданина городов Козьмодемьянске и Йошкар-Олы Андрея Яковлевича Эшпая (р. 1925).

Трудно найти в нашей республике человека, которому было бы незнакомо имя Андрея Эшпая, который не слышал хотя бы одного произведения этого интересного и самобытного отечественного композитора. Многие наверняка хорошо знают его песни: «Песня о Йошкар-Оле», «Мы с тобой два берега», «Сережка с Малой Бронной», «Я сказал тебе не все слова», «А снег идет», «Москвичи», «Почему, отчего – я не знаю сам», «Над рекой ленивой наклонилась ива» и другие. Более посвященным знакомы его симфонии, концерты (им написаны концерты для всех инструментов симфонического оркестра!), хоровые сочинения. Каждое из них очень индивидуально при сохранении общности и единства всего музыкального стиля композитора в целом. При этом Андрей Эшпай всегда убедителен, а его произведения понятны самому разнообразному по музыкальной подготовленности слушателю.

Ведущий 2:

Интерес к марийскому фольклору, понимание и чувствование его естественно и закономерно для А. Эшпая. Ведь корни его жизни здесь, на нашей марийской земле.

На формирование творческой личности А. Эшпая – выдающегося композитора современности, ярчайшего представителя российской музыкальной культуры, основное влияние, несомненно, оказали родители. С раннего детства он рос в семье, глубоко чтившей родное искусство. Отец Яков Андреевич — композитор, музыковед – фольклорист, хормейстер и педагог. Он был разносторонне одаренным человеком, прекрасно рисовал и являлся автором проникновенных акварельных зарисовок. Мать – Валентина Константиновна – учительница русского языка и литературы, знаток родных русских песен, а также марийских, чувашских и мордовских, которые с юности пела в учительском хоре.

Яков Андреевич был первым учителем сына, которому открывал богатства и совершенство народной музыки. Чтя память дорогого ему человека, Андрей Яковлевич посвятил отцу Третью симфонию (через год после его кончины), а спустя много лет, в 2001 году — Восьмую симфонию с эпиграфом: «Годы идут, похищая у нас одно за другим». Бесспорным является и посвящение такого произведения, как «Песни горных и луговых мари», созданного в 1983 году.

В наследство – музыка: методические рекомендацииВедущий 1:

Родился А. Я. Эшпай 15 мая 1925 года в Козьмодемьянске. В силу сложившихся обстоятельств, в 1928 г. семья Эшпаев покидает уютный провинциальный городок и переезжает в Москву. Но связь со своей родиной не прерывается.

В Москве Андрей занимался по классу Фортепиано в музыкальной школе имени Гнесиных у педагога А. В. Листовой.

В 1941 году Андрей Эшпай окончил Детскую музыкальную школу имени Гнесиных и уехал с родителями в Чувашию, в Мариинской Посад. До того он тоже каждое лето с братом Валентином проводил здесь, на Волге, в гостеприимном доме Тогаевых, родственников его матери Валентины Константиновны. То время запомнилось ему импровизационными концертами, вольностью, красивой природой.

Здесь он окончил школу и, как все мальчишки, рвался на фронт, чтобы воевать, как старший брат Валентин (он погиб в первый месяц войны под Ленинградом). Андрей мечтал о лётном училище. Но в январе 1943 года он поступает в Чкаловское (Оренбургское) пулеметное училище. Неожиданно в училище приехала комиссия Военного института иностранных языков, и Андрея, отлично владевшего немецким языком, зачислили курсантом. Так он попал в Ставрополь, а затем был переведен в Москву.

После окончания учебы, в конце 1944 года он попадает на фронт. Андрей Яковлевич был на фронте вначале переводчиком, а затем командиром разведвзвода 608-го стрелкового полка Первого Белорусского фронта. За мужество и доблесть он награжден орденом Красной Звезды, орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», польской медалью «За Варшаву 1939-1945 годов».

После войны Андрей Яковлевич продолжил учебу сначала в музыкальном училище при Московской консерватории, затем в самой консерватории, и в обоих случаях на двух факультетах – фортепианном и теоретико-композиторском.

Ведущий 2:

Примечательно, что первые сочинения Андрея Эшпая – это произведения на основе марийского фольклора. К ним относятся: Три марийские песни (обработки для голоса с фортепиано), Сюита для кларнета с фортепиано (Три марийские мелодии), Рапсодия для скрипки и фортепиано, Мелодия и танец для скрипки и фортепиано. Уже в этих произведениях намечается основная тенденция композитора в использовании народно-песенного материала: творческая свобода в обращении с заимствованным материалом, соединение его с собственными интонациями, близкими по складу марийским мелодиям. «Я принадлежу к тем музыкантам, — скажет позднее А. Эшпай, — которые считают, что народная музыка – их родной язык, и говорить на нем надо своими словами».

Подтверждением этому служит все творчество Андрея Яковлевича. К какому бы жанру его творчества мы ни обратились, будь то балет, симфония, камерные произведения, музыка к кинофильмам или песни, мы всегда встретим произведения, музыкальный язык которых органично вобрал в себя интонации и отдельные обороты марийских напевов. Именно это делает музыкальный стиль композитора ярким, интересным и легко узнаваемым.

Следует отметить, что именно в крупных инструментальных жанрах А. Эшпай достигает большого мастерства в использовании народно-песенного материала и его полифонизации. Примером тому могут служить Симфонические танцы на марийские темы, Венгерские напевы, Первый и Второй фортепианные концерты, Первый и Второй скрипичные концерты, симфонии, особенно Третья, «Памяти моего отца».

Вершинное положение в этом ряду произведений занимают «Песни горных и луговых мари», сочинение, тематической основой которого стали марийские народные мелодии, собранные отцом композитора. Это произведение – образец высокого постижения А. Эшпае основ народности, чуткого проникновения в ее художественные глубины.

Ведущий 1:

А. Эшпай – художник, чье творчество неотделимо от событий страны. К празднованию тысячелетия крещения Руси А. Эшпай создает Шестую симфонию, «Литургическую», поднимающую нравственно-философские и этические проблемы бытия. Особое возвышенное настроение создает хоровой раздел симфонии. Это литургическое песнопение из «Первого послания коринфянам святого апостола Павла» своим общим эмоциональным настроем, одухотворенностью музыки продолжает традиции русских композиторов, мастеров духовных жанров. То, что композитор обратился к духовной музыке, говорит о его разносторонних творческих интересах, стремлении не замыкаться в рамках какого-либо одного жанрового направления.

Действительно, диапазон творчества А. Эшпая очень широк и охватывает полярные жанры: песня и симфония, концерт и мюзикл, оперетта и кантата, балет и духовные песнопения, музыка к кинофильмам.

Постоянную творческую связь Андрей Яковлевич поддерживает с Республикой Марий Эл.

Это и авторские вечера в Йошкар-Оле, творческие встречи с музыкантами, любителями музыки, и тесный контакт с марийской композиторской организацией.

Не случайно, что именно в Йошкар-Оле состоялись премьеры Второго концерта для скрипки с оркестром, Литургических песнопений; в Марийском музыкальном театре были поставлены балет «Ангара», оперетта «Любить воспрещается».

В разные годы были исполнены «Венгерские напевы», Концерт для оркестра, флейтовый концерт, Шестая и Восьмая симфонии, «Фанфары», камерно-инструментальные сочинения, «Воспоминания» и другие произведения А. Эшпая.

Ведущий 2:

Песни 50-60-х годов, написанные на музыку А. Эшпая, продолжают жить в памяти тех, кто любил их, у кого связаны с ними годы жизни, которые неповторимы и не похожи одни на другие.

Военные воспоминания ожили во многих произведениях, и, прежде всего, в песне «Москвичи», отметившей уже полувековой юбилей, но по сей день трогающей сердца людей. Вот как рассказывает Андрей Яковлевич о создании песни «Москвичи» и «Сережка с Малой Бронной» (1957): «Это просто поразительно! Все о чем говорится в песне, было у меня в жизни. Картину, подобную моим ощущениям, я наблюдал не раз во время концертов. Помню наши выступления с Иосифом Кобзоном в Казани – люди плакали, потому, что это коснулось души каждого».

(Звучит песня «Москвичи» в исполнении Марка Бернеса, сл. Е. Винокуров, муз. А. Эшпая)

Рожденные в свое время, песни эти оставались детьми этого времени, выразили его, выразили ощущения, настроения и мировосприятие тех, кто их пел, для кого они были спутниками жизни.

(Звучат песни: «Два берега» в исп. М. Кристалинской, муз. А. Эшпая, сл. Г. Поженян и «А снег идет» в исп. М. Кристалинской, муз. А. Эшпая, сл. Е. Евтушенко).

За годы творчества Андрей Яковлевич написал свыше 300 различных произведений. Ему принадлежат 9 симфоний, 2 балета, 2 оперы, музыка более чем к 60 кинофильмам и драматическим спектаклям, около 100 романсов и песен. Многие его сочинения составляют золотой фонд мировой и отечественной музыкальной классики.

Творчество композитора было высоко оценено среди творческой интеллигенции. Андрею Эшпаю присвоено звание «Народный артист СССР» (1981), он удостоен Ленинской премии (1986) за Концерт для гобоя с оркестром и «Песни горных и луговых мари», Государственной премии СССР (1976) за Второй фортепианный концерт.

Годы не замедлили темпа жизни Андрея Яковлевича. Наоборот, они постоянно творчески стимулируют композитора, ставя перед ним все новые и новые художественные задачи. В их осуществлении А. Эшпай и видит сегодня цель жизни, которая, несмотря на сложности и быстротечность, приносит нам так много светлого, прекрасного, удивительного, что это вселяет в душу человека огромный оптимизм бытия. Ведь как сказал древний философ Еврипид: «Истинной жизни нет без искусства».

Литература:

  • Композиторы. Век XX: крат. биогр. сведения о композиторах и их высказывания о музыке / сост. Н. Хотунцов. — Санкт-Петербург, 2001. — С. 182-186.
  • Композиторы и музыковеды Республики Марий Эл: справочник / сост.: В. К. Кузнецова, Л. И. Кульшетова, В. И. Чеснокова. — Йошкар-Ола, 2006. — С. 151-162.
  • А. Эшпай // Композиторы и музыковеды Республики Марий Эл: справочник /сост.: В. К. Кузнецова, Л. И. Кульшетова, В. И. Чеснокова. -Йошкар-Ола, — С. 243-255.
  • Марийская биографическая энциклопедия: 3849 имен в истории Марийкого края и марийского народа / авт. и рук. проекта Валерий Мочаев.-Йошкар-Ола : Марийский Биографический центр, 2007. — 486 с.
  • Эшпай Андрей Яковлевич // Марийская биографическая энциклопедия: 3849 имен в истории Марийкого края и марийского народа / авт. и рук. проекта Валерий Мочаев.- Йошкар-Ола :    Марийский Биографический центр, 2007. — С. 414.
  • Энциклопедия Республики Марий Эл. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 837.
  • А. Эшпай // Музыкальная культура мари: учеб.-метод. пособие / Марийс. гос. ун-т ; авт.-сост. Р. Н. Турченкова — Йошкар-Ола. — 2013. — С. 179-180.
  • Богданова А. В. Андрей Эшпай: моногр. очерк / А. В. Богданова. — 2-е изд., доп. — Москва, 1986. — 168 с.
  • Васильева А. Андрей Эшпай куатле семже дене вӱдылале / Алевтина Васильева // Кугарня. — 2009. — 23 окт. — С. 1.
  • Глушкова З. Эшпай тукым чапландара марийым / З. Глушкова // Марий Эл. — 2010. — 13 май. — С. 8
  • Григорьев Ю. Мондаш лийдыме касс / Юрий Григорьев // Марий Эл. — 2008. — 16 май. — С. 1-2.
  • Григорьев Ю. Сем илышым сӧрастара чапланыше композитор / Ю. Григорьев // Марий Эл. — 2008. — 13 май. — С. 1.
  • Григорьев Ю. «Тендам элна мучко пагалат» / Ю. Григорьев // Марий Эл. — 2007. — 15 май. — С. 1, 8.
  • Мальцева Е. Воды текут, а музыка остается / Елена Мальцева // Марийс. правда. — 2010. — 1 июля. — С. 5.
  • Минилбаева В. «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой» / Е. Минилбаева // Финно-угор. газ. — 2010. — № 5 (28 мая). — С. 7.
  • Пӱртӱс гай поян семже дене уло тӱням авалтен / Алевтина Таныгина ямдылен // Кугарня. — 2010. — 7 май. — С. 6.
  • Турченкова Р. Н. Национальные корни музыки Андрея Эшпая / Р. Н. Турченкова // Проблемы ревитализации традиционной культуры народов Волго-Камья: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Йошкар-Ола, 9-10 ноября 2007 года / Марийс. гос. ун-т. — Йошкар-Ола, 2008. — С. 289-291.
  • Шапкин В. Письма Эшпая / Виталий Шапкин // У сем. — 2010. -№ 1. — С. 81-90.
  • Шапкин В. Хроника творческой дружбы, или Эшпай в моей жизни / Виталий Шапкин // Ончыко. — 2010. — № 5. — С. 181-190; № 6. — С. 170-187.

Музыкальные произведения:

  • Andrey Eshpay — Андрей Эшпай [Звукозапись]: СД в 2-х дисках. -[М] Moscow Musical Publishers Harmony. 2003 — 2электрон. Опт. Диск в кор. — ( Classic Senes)/ Эшпай, Андрей. Солнечный день [Звукозапись] / Андрей Эшпай : анс. «Мелодия» п/у Г. Гараняна : эстрадный орк.Грузии п/у Г. Гачечиладзе, орк. п/у Б. Терлецкого и др. — Москва : Мелодия. Б. г. — 1 грп. [UJCN 5269-73] [ок. 42 мин.] : 33 об/ мин : 30 см. в конв.
  • А снег идет [Звукозапись] / муз. А. Эшпая : сл. Е. Евтушенко // Вернись! : популярные песни 50-х годов. — Москва : Мелодия, 1987. — 2 сторона, 2 дорожка грп.
  • Два берега [Звукозапись] / муз. А. Эшпая : сл. Г. Поженяна // Вернись! : популярные песни 50-х годов. — Москва : Мелодия, 1987. — 2 сторона, 1 дорожка грп.
  • Москвичи [Звукозапись] / муз. А. Эшпая : сл. Е. Винокурова // Марк Бернес : Мелодия, 1976. — 1 сторона, 3 дорожка 2 грп.