Иван Егорович Забелин (1820 – 1909)

Иван Егорович Забелин195 лет со дня рождения
Русский историк, археолог
Родился в 1820 г. в Твери, в бедной семье. Окончив курс в преображенском училище в Москве, не мог продолжать образования по недостатку средств и в 1837 г. поступил на службу в оружейную палату, канцелярским служителем второго разряда. Знакомство со Строевым и Снегиревым возбудило в нем интерес к изучению русской старины. По архивным документам он написал свою первую статью о путешествиях русских царей на богомолье в Троице-Сергиевскую лавру, напечатал в извлечении в «Московских Губернских Ведомостях» 1842 г., № 17. Статья эта, переделанная и дополненная, появилась в 1847 г. в «Чтениях Московского Общества Истории и Древности». Прочитанный Грановским на дому курс истории расширил исторический кругозор Забелина. В 1848 г. он получил место помощника архивариуса в дворцовой конторе, а в 1856 г. занял место архивариуса. В 1859 г. он перешел в Императорскую археологическую комиссию младшим членом, и ему были поручены раскопки скифских курганов в Екатеринославской губернии и на Таманском полуострове, близ Керчи, давшие множество драгоценных находок. Результаты раскопок описаны Забелиным в «Древностях Геродотовой Скифии» (1866 и 1873) и в отчетах археологической комиссии. В 1876 г. Забелин оставил службу в комиссии. В 1871 г. Забелин получил степень почетного доктора русской истории от университета святого Владимира. В 1879 г. избран председателем Общества Истории и Древности и затем товарищем председателя исторического музея. В 1884 г. Забелин член-корреспондент, а в 1892 г. — почетный член Академии Наук. На торжественном праздновании 50-летнего юбилея, в 1892 г., и в 1907 г. (70-летний юбилей) Забелин был приветствован всем русским ученым миром. Забелин скончался 31 декабря 1908 г. Исследования Забелина касаются, главным образом, древнейшей киевской эпохи и московского периода русской истории. В области истории внешнего быта и археологии древнейших времен труды его занимают видное место Забелин рассматривает также основные начала русской жизни. Характеристические черты его — вера в самобытные творческие силы русского народа и любовь к низшему классу, «крепкому и здоровому нравственно народу — сироте, народу — кормильцу». В связи с этим Забелин стремится выдвинуть при изучении исторического процесса народную «общую правду». Глубокое знакомство со стариной и любовь к ней отражаются в языке Забелина, выразительном и оригинальном, необыкновенно красочном и богатом, с архаическим, народным оттенком. При всем своем идеализме, Забелин не скрывает и отрицательных сторон древней русской истории, например, принижения личности в роде и домостроевской семье. Разбирая идейные основы русской культуры, он отмечает важное значение экономических отношений в истории политики и культуры. Первые капитальные сочинения Забелина: «Домашний быт русских царей в XVI — XVII веках» (1862) и «Домашний быт русских цариц в XVI — XVII веках» (1869, новое издание, 1872, 1895 и 1901), которые должны были составить часть труда о быте русского народа (остался незаконченным). Им предшествовал ряд статей по отдельным вопросам того же рода, печатался в «Московских Ведомостях» 1846 г. и в «Отечественных Записках» 1851 — 58 гг. Рядом с обстоятельнейшим исследованием обряда жизни царя и царицы, мы находим здесь исследования о значении Москвы как вотчинного города, о роли государева дворца, о положении женщины в древней России (глава об этом вопросе издана отдельно в «Дешевой библиотеке» Суворина ),о влиянии византийской культуры, о родовой общине. Важное значение имеет развитая Забелиным теория вотчинного происхождения Московского государства. Продолжением I главы «Домашнего быта русских царей» является замечательная статья «Большой боярин в своем вотчинном хозяйстве» («Вестник Европы», 1871, № 1 и 2). Вышедшие в 1876 и 1879 гг. два тома «Истории русской жизни с древних времен» (2-е исправленное издание, т. I, М., 1908; т. II, М., 1912, под редакцией А.В. Орешникова ) представляют начало обширного труда по истории русской культуры. Забелин хотел выяснить все самобытные основы, «корни и истоки» русской жизни и заимствования ее от финнов, норманов, татар и немцев, и выявить, изобразить наиболее тонкие и интимные, а также наиболее повседневные стороны и черты быта и жизни русского народа. Во имя самобытности славян Забелин вооружается против норманской теории. Он отступает здесь от прежнего своего взгляда на род как на стихийную силу, пригнетавшую и уничтожавшую личность. Ослабляя значение родоначальника, он говорит, что «отец — домодержец, выходя из дому и становясь в ряды других домохозяев, становился рядовым братом; братский род представлял такую общину, где первым и естественным законом жизни было братское равенство». Сочинение оканчивается водворением христианства (эпоха Владимира и Ярослава ). В книге «Минин и Пожарский, прямые и кривые в Смутное время» (М., 1883; 4-е изд., М., 1901), состоящей из полемических статей против Костомарова, Забелин разбирает причины, смуты и отношения классов в древнерусском обществе. В Минине и Пожарском он видит национальных героев, «святые образы всенародного движения». Из ряда статей 50-х и 60-х годов, собранных в 2 томах «Опытов изучения русских древностей» (1872 — 1873), особенно выдаются: «История и древности Москвы», «Царь Алексей Михайлович», «Русская личность и русское общество накануне петровской реформы», «Размышления о современных задачах русской истории и древностей». Интересны также позднейшие статьи: «Взгляд на развитие московского единодержавия» («Исторический Вестник», 1881, № 5; попытка объяснить, при помощи экономических и психологических факторов, усиление московских князей) и «Черты самобытности в древнерусском зодчестве» («Древняя и Новая Россия», 1878, № 3 и 4). Кроме того, Забелиным изданы: «Историческое описание московского Донского монастыря» (М., 1865 и 1893), «Кунцево и древний Сетунский стан» (М., 1873, с поразительным очерком истории чувства природы в древнерусском обществе), «Преображенское или Преображенск» (М., 1883), «Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы» (М., 1891 — 1894). Задумав обширную «Историю города Москвы», Забелин успел дать лишь один ее первый том (М., 1902; 2-е изд. и альбом М., 1905). В 86-томном «Энциклопедическом Словаре» Брокгауз-Ефрона (т. XIX, стр. 927 — 936) напечатана статья Забелина об истории Москвы. — См. Коялович «История русского самосознания» и многочисленные журнальные статьи, в том числе А.Н. Цыпина («Вестник Европы», 1876, № 8); К.Н. Бестужева-Рюмина («Древняя и Новая Россия», № 8); Первольфа («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1877, № 7); М.В. Клочкова («Исторический Вестник», 1909, № 2); Василия Сахновского («Русская Мысль», 1912, № 5); Н.Н. Ардашева («Древности», т. XXII, 62), речь Д.Н. Анучина «И.Е. Забелин как археолог» и «Два юбилея учено-литературной деятельности» (L, LXX, М., 1910). Список трудов Забелина в приложении в «Юбилейный Отчет Императорского Российского Исторического Музея» (М., 1912). Н. Павлов-Сильванский.