Выставка одного шедевра: Карл Павлович Брюллов «Всадница»

14.07.2016 | 81 просмотра(ов)

КАРЛ ПАВЛОВИЧ БРЮЛЛОВ «ВСАДНИЦА», 1832г.Отдел литературы по искусству представляет постоянно действующую выставку «Выставка одного шедевра», расположенную на 2 этаже, возле отдела литературы по искусству (каб.36).

В творчестве  русского художника К.Брюллова портрет занимал значительное место. Один из периодов жизни художника был связан с прекрасной Италией. Именно там он написал несколько жизнерадостных, эффектных по живописи картин, романтических по замыслу, но сохраняющих твёрдую основу классицизма, среди которых знаменитая «Всадница».

Картина была написана по заказу графини Ю.П.Самойловой и изображала двух её приёмных дочерей – Джованину и Амацилию Паччини. Главное место в полотне принадлежит движению. Старшая из сестёр резко останавливает разгорячённого вороного коня, но сама при этом остаётся невозмутимо спокойной (именно этот момент современники поставили в укор мастеру). Стук копыт и задорный лай пса, сопровождающего девушку на прогулке, заставили выбежать на террасу её младшую сестру Амацилию, образ которой решён более живо и блестяще передаёт непосредственность маленькой девочки, держащуюся за металлические перила.

Взволнован пейзаж с накренившимися от пробежавшего ветра стволами деревьев. Тревожно по небу бегут перистые облака, беспокойными пятнами ложатся на землю пробивающиеся сквозь густую листву лучи солнца.

Скромную воспитанницу графини Ю.Самойловой Джованину художник осмелился изобразить так, как до него изображали только титулованных особ или прославленных полководцев. В замысле мастера счастливо соединились величавость парадного портрета и простота, поэтическая одухотворённость живых, непосредственных характеров двух героинь. Итальянский критик Сакки восторгался: «Сколько мы помним, мы до сих пор не видели конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством».

«Всадница» по праву может быть названа образцом портрета-картины в искусстве первой половины XIX в. Очарование картины в непосредственности того оживления, которым проникнута вся сцена, в смелости композиционного решения, в красоте предгрозового пейзажа, в блеске палитры, поражающей богатством оттенков.

Картина была приобретена для галереи П.М.Третьякова в 1893г. в Париже.