Выставка «Война моторов: экскурс в историю»

06.04.2015 | 82 просмотра(ов)

Выставка Война моторов«…Да, нам далась победа нелегко.
Да, враг был храбр.
Тем больше наша слава!»
К. Симонов

В честь 70-й годовщины Победы над фашизмом отдел технической и сельскохозяйственной литературы представляет тематическую выставку литературы «Война моторов: экскурс в историю», посвященную боевой технике, участвовавшей в сражениях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для всего советского народа. В кровопролитных боях, ценой колоссальных людских и материальных потерь решалась не только судьба Отчизны, но и судьба народов Европы. Победив в этой жесточайшей войне, советская армия и народ, спасли Европу и весь мир от гитлеровского фашизма, от фашистского рабства, с честью выполнив свой патриотический и интернациональный долг. В этом их величайшая заслуга перед человечеством.

Главным творцом этой победы явился советский народ. Было обеспечено прочное единство многонационального советского народа, политического, государственного и военного руководства, неразрывное единство армии и народа, фронта и тыла.
В ходе Великой Отечественной войны ярко проявилось превосходство Советских Вооруженных сил над самой опытной и сильной в мире гитлеровской армией. Они превзошли ее по техническому оснащению, морально-политическим и боевым качествам личного состава. Советский союз и его армия, народ добились Великой победы своим оружием, разработанным нашими учеными, конструкторами, специалистами и изготовленным нашими рабочими.
Выставка «Война моторов: экскурс в историю» представлена разделами:

  • На земле
  • В небесах
  • И на море

Выставка Война моторовНа земле

«…Вот здесь он, все ломая, как таран
Кругами полз по собственному следу
И рухнул, обессилевший от ран,
Купив пехоте трудную победу!»
К. Симонов

Накануне войны, благодаря тому, что танковые заводы располагали достаточно квалифицированными кадрами конструкторов и технологов, было создано новое поколение танков, в значительной степени способствовавших достижению превосходства советских танковых войск над фашистскими на полях сражений в годы Великой Отечественной войны.
Первыми такими танками были: средний танк Т-34 (главный конструктор М. И. Кошкин, а затем А. А. Морозов) и тяжелые танки КВ-1 и КВ -2 (Ж. Я. Котин). «Сердцем» знаменитых Т-34 и КВ служил специальный танковый дизель типа В-2 (конструктор Я. Е. Вихман), который стал применяться вместо авиационных бензиновых двигателей. Накануне Великой Отечественной войны наши танковые войска находились в стадии перевооружения. С 1940 г. промышленность стала выпускать танки Е-40, но их было недостаточно. Танки легкий Т-34, средний Т-34 и тяжелый КВ стали основной бронетанковой техникой в начальный период войны. В дальнейшем они неоднократно совершенствовались и модернизировались.
Легкий танк Т-70 по массовости выпуска был вторым после Т-34 танком военных лет, успешно использовался для разведки, охранения и других целей. На его базе были разработаны самоходные артиллерийские установки СУ-76 и СУ-76М (1942-1943 гг.) и зенитная самоходная установка ЗСУ-37 (1944 г.). Советские танкостроители за годы войны дали Красной Армии 97,7тыс. танков и самоходных артиллерийских установок.

Выставка Война моторовВ небесах

Численность советской авиации, по различным оценкам, перед началом Великой Отечественной войны доходила до 5000-6000 боевых самолетов, но только около 1500 из них были новой конструкции. Поэтому авиация противника в первые дни войны безраздельно господствовала в воздухе.
Основную военную мощь ВВС СССР тех лет составляли истребители И-15, И-16, И-153, бомбардировщики ТБ-3 и СБ-4, которые терпели поражение от новейших самолетов противника. Страна ступила на новый виток наращивания военной мощи.
Основной упор был сделан на тяжелобомбардировочную авиацию, которой отводилась главная роль в предстоящей войне с Германией. Производство этих самолетов выросло в два раза.
Историки считают, что из всех построенных в предвоенные годы самолетов наиболее успешными были истребители ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1, бомбардировщик Су-2 и штурмовик Ил-2.
К началу Великой Отечественной войны самолеты И-16 и И-153, составлявшие основу истребительной авиации Советского Союза, уже не отвечали требованиям современного воздушного боя. Поэтому вскоре появился истребитель нового поколения Як-1. Советские летчики быстро освоили эти истребители и, используя их хорошие скоростные и пилотажные характеристики, успешно вели воздушные бои со всеми типами самолетов противника. Наиболее крупное воздушное сражение с участием «Яков» произошло в ходе знаменитой Курской битвы (июль-август 1943 г.). Уже в марте 1941 г. были приняты на вооружение истребители ЛаГГ-3. Машина была проста в изготовлении и достаточно технологична, однако только к концу года истребительные части стали получать ЛаГГ-3 в значительном количестве. А всего до лета 1944 г. было построено 6528 машин различных модификаций.
Первые серийные машины под обозначением МиГ-3 (по первым буквам фамилий ее конструкторов) начали поступать в части в апреле 1941 г. В первую очередь МиГ-3 направлялись в приграничные военные округа. Самолет настолько уверенно вел себя в воздухе, что еще до окончания проверки был рекомендован в серийное производство.
В 1942 г для замены устаревших началось создание новых истребителей – Ла-5 (позже улучшенные варианты Ла-5ф, Ла-7), неоднократно демонстрировавшие полное превосходство над истребителями врага. В результате установки на него более мощного мотора новый самолет приобрел те качества, которых так недоставало его предшественнику: существенно возросли скорость и скороподъемность, улучшилась вертикальная маневренность. Еще один прекрасный истребитель Як-9 был создан Александром Сергеевичем Яковлевым в результате дальнейшей модернизации хорошо зарекомендовавшего себя в боевых условиях истребителя Як-1.

Бомбардировщик Ту-2

Бомбардировщик Ту-2

В начале 1941 г был создан бомбардировщик, получивший наименование Ту-2. Он летал быстрее практически всех серийных истребителей, как советских, так и немецких, уступая только отечественному истребителю МиГ. Положительные качества машины: повышенная живучесть двигателей, возможность полета на одном работающем моторе. Одномоторный двухместный штурмовик Ил-2 выпускался в 1941-1944 гг. Он имел бронированные двигатель и кабину, являлся основным самолетом штурмовой авиации. Самолет заслуженно получил название «летающий танк», хотя противник называл его не иначе как «черная смерть» – деморализующее воздействие его атак было столь велико, что при появлении Ил-2 экипажи немецких танков просто покидали свои машины.
По материалам книги А. Г. Мерникова «Самолеты. Величайшие битвы»

И на море

Флот зарекомендовал себя мощной ударной силой. Самоотверженно сражались моряки в годы войны, и Родина наградила их по заслугам. Многие соединения, части и корабли стали гвардейскими, краснознаменными.

 Малая подводная лодка

Малая подводная лодка

К началу Великой Отечественной войны корабельный состав ВМФ СССР насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а так же вспомогательные суда. По боевым и эксплуатационным качествам отечественные корабли были на уровне аналогичных кораблей противника. Они обладали достаточными скоростями, надлежащей защитой, высокой живучестью и непотопляемостью.

Крейсер типа «Киров»

Крейсер типа «Киров»

В первые полтора года войны основную роль в уничтожении транспортов противника играли подводные лодки. На протяжении всей войны флот содействовал сухопутным войскам на приморских флангах, вел борьбу за морские коммуникации, производил высадку морских десантов, артиллерийскую поддержку армейских флангов, перевозку войск и техники.
Ход боевых действий показал, что ВМФ СССР справился со всем комплексом своих задач.
Выставка предназначена всем, кто интересуется военной техникой времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В экспозиции представлены книги и периодические издания, раскрывающие данную тематику.
Начало работы выставки 10 апреля 2017 года в отделе технической и сельскохозяйственной литературы (3 этаж, каб. № 54).

Выставка Война моторов: экскурс в историю Выставка Война моторов: экскурс в историю