Библиотечное краеведение: популяризация творчества писателей-земляков в работе библиотек

142 просмотра(ов)

Библиотечное краеведение: популяризация творчества писателей-земляков в работе библиотек: методические рекомендации / М-во культуры, печати и по делам национальностей Респ. Марий Эл, Нац. Б-ка им. С. Г. Чавайна; сост. Н. В. Царегородцева — Йошкар-Ола: Национальная библиотека им. С. Г. Чавайна, 2015. — 22 с.

Книги писателей-земляков очень востребованы и всегда находят живой отклик в сердцах людей. Они прививают любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогают полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, расширяют и обогащают знания о родных местах.

В методические рекомендации вошли: формы работы библиотек по популяризации творчества писателей-земляков, работа по библиотечным программам, организация выставочной деятельности, работа любительских объединений и использование электронных ресурсов. В приложении к методическим рекомендациям — знаменательные даты писателей и поэтов Республики Марий Эл, юбилеи которых будут отмечены в 2017 году, а также краткая биография и литература о них.
Данные методические рекомендации помогут библиотекарям разнообразить формы массовой и наглядной работы по популяризации творчества писателей-земляков.

Предисловие
Русский философ и богослов П. А. Флоренский (1882-1943) сказал очень мудрые слова: «Не забывайте рода своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти».
Действительно, сохранить и умножить эту память возможно, собирая по крупинкам историю своего поселения, которая отражается в краеведческой работе — одной из ведущих направлений деятельности любой библиотеки. У каждого из нас есть своя малая Родина. Любовь к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся работа любой библиотеки. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю — не прерывается связь поколений.
Главная задача библиотек в области литературного краеведения состоит в том, чтобы произведения писателей-земляков, живших в разное время на марийской земле, не были преданы забвению. Проведение поэтических вечеров, презентаций книг, юбилейных литературных и краеведческих часов, путешествий по книгам, конкурсов литературных эрудитов, часов новой книги стали доброй традицией работы библиотек республики Марий Эл.
Эти мероприятия заставляют присутствующих не только наслаждаться прекрасным слогом писателей-земляков, но и думать, рассуждать, анализировать. Знакомство с их жизнью и творчеством помогает лучше понять художественную правду произведений, красоту национального языка, глубину мыслей и чувств. Замечено, что чем больше и разнообразней круг знаний у человека о своей малой Родине, особенно у подрастающего поколения, тем больше вероятность, что место рождения станет для него действительно самым родным, любимым и незабываемым.
Популяризация творчества писателей-земляков в работе библиотек
Встреча с писателями-земляками является традиционной формой работы библиотеки и одним из наиболее эффективных средств популяризации их творчества. Люди разного возраста с восторгом воспринимают такие мероприятия, с удовольствием их посещают. Каждая встреча позволяет привлечь внимание к творчеству писателя, ближе познакомиться с его произведениями, узнать ответы на интересующие вопросы. Такие встречи требуют от библиотекарей определенной подготовки: изучение биографии, прочтение
произведений и критических материалов о творчестве писателя, составления сценария мероприятия и организация выставки. Такая комплексная подготовка мероприятия повышает у слушателей интерес к личности самого писателя и его книгам.
Библиотекари ищут современные, интересные сегодняшнему поколению формы работы, которые были бы востребованы. Это: читательские конференции по выбранному произведению, встречи с писателями, презентации новых книг, музыкально-поэтический десант, диалоги о поэзии, краеведческие часы, экспрессчасы, фестивали книги и другие.
Названия мероприятий могут быть самыми разнообразными. Например: «Певец земли родной»; «Поэты о Марийском крае»; «Творя словами красоту», «Край родной марийский»; «Просто я стихами говорю»; «Литературная Марий Эл»; «На таланты богата Марийская земля»; «Знакомьтесь с творчеством наших земляков»; «Славь свой край в стихах и песнях»; «Пишу для вас с охотой и радостью» и другие.
Особенно актуально, а теперь уже традиционно, стало проведение в библиотеках Республики Марий Эл краеведческих чтений, посвященных истории и культурному наследию Марийского края. Это: Гаязовские, Герасимовские, Курмашевские, Якимовские чтения (Параньгинский район); Игнатьевские чтения (Горномарийский район); Крупняковские, Михеевские чтения (Советский район); Скобелевские чтения (Юринский район); Чавайновские, Колумбовские чтения (Моркинский район); Чалаевские чтения (Куженерский район); Шкетановские чтекния (Оршанский район).
Интересны и ценны они тем, что при подготовке данных чтений открываются неизученные и неизвестные страницы из жизни и творчества писателей и поэтов Республики Марий Эл: М.Гаязова (1017 — 1943), Е.Я.Герасимова (1930 — 1967), Н.В. Игнатьева (1895-1943), В.Х. Колумба (19351974), А.С. Крупнякова (1919-1994), Г. Н. Курмашева (1919 — 1944), В. Г.Орлова (1958 — 1976), И.Осмина (1915-1997), С.Г. Чавайна (1888-1942), В.Чалая (1908 -1979), М. Шкетана (1898-1937), выдающегося русского военоначальника и стратега М.Д. Скобелева (1843-1882гг.).
В рамках месячника, посвященного творчеству писателей-земляков, могут быть объявлены такие конкурсы:

  • конкурс воспоминаний среди краеведов;
  • конкурс рисунков по произведениям писателей;
  • творческий конкурс «Письмо любимому писателю»;
  • конкурс чтецов, инсценировок.

А среди библиотечных специалистов района в рамках такого месячника может быть объявлен конкурс на лучший библиотечный плакат, буктрейлер, мультимедийную презентацию.
С участием писателей-земляков можно провести Праздник марийской книги, в программу которого можно включить: выступление писателя, литературно-музыкальную композицию, викторину. Знакомство с
произведениями писателей приобщит читателей к нравственному и эстетическому богатству литературы на марийском языке, познакомит с историей и культурой народа мари.
Одной из форм популяризации художественных произведений может быть использован «театр книги». Для проведения этого мероприятия отбирается произведение писателя или отрывок из него, делается режиссерская разработка, где указываются реквизиты, костюмы, музыкальное оформление. Такая театрализация оживит любое мероприятие, сделает его интересным и незабываемым.
Творчеству писателей-земляков может быть посвящен цикл мероприятий — «Литературные портреты». Сюда можно включить организацию выставки, проведение беседы о творчестве писателей с показом презентации, обзоры литературы, громкие чтения.
В любой библиотеке можно организовать, сделать традиционными «литературные пятницы» или «краеведческие среды», проведение которых покажет многоаспектную, активную работу библиотек по продвижению чтения произведений писателей — земляков.
В День города или в День деревни можно провести акции на открытой площадке «Книжный шатер» или «Читающий бульвар». Читальный зал на открытом воздухе, книжные выставки, познавательные мероприятия, адаптированные для проведения на улице будут востребованы жителями поселения. Такие уличные мероприятия, встречи с писателями, презентации их произведений, будут способствовать приобщению сельского населения к творчеству писателей-земляков.
Данная форма работы стала актуальной для библиотечных специалистов городов Йошкар-Олы, Звенигова и Волжска, Мари-Турекского, Сернурского, Советского, Моркинского, Волжского районов Республики Марий Эл. С наступлением теплых дней библиотекари ежегодно проводят акции типа «Читающая скамейка», «Выездной читальный зал», «Читальный зал под открытым небом». Библиотечные специалисты выезжают в близлежащие деревни, которые находятся в зоне обслуживания библиотеки для того, чтобы записать новых читателей, предложить им интересные книги для чтения, провести различные мероприятия. Часто в ходе таких акций проводятся игровые программы для детей, а для взрослого населения — экспресс-часы «Планета периодики» и «Новости района».
Вышеуказанные библиотечные формы массовой работы позволяют не только знакомить читателя с творчеством земляков, но способствуют развитию литературного вкуса и культуры чтения.
Работа по библиотечным программам
Программно-целевая деятельность — это одно из самых актуальных направлений деятельности библиотек в современно развивающихся условиях. Каждая библиотека старается вести свою работу по какой-то своей программе, будь то экологическая, патриотическая или краеведческая. Но основным направлением работы библиотек все же является библиотечное краеведение -актуальное направление в деятельности библиотек по возрождению культуры и традиций малой родины, закрепление знаний об ее истории.
Проживая в районе со славным культурным прошлым и настоящим, могут ли его жители, а особенно молодежь, ощущать себя продолжателями культурных традиций района? Практика и опросы показывают, что в очень незначительной степени. Во многом это объясняется падением интереса к чтению.
Результатом творческой находки библиотеки может быть совместная проектная работа с творческими объединениями района при поддержке администрации. Эта работа будет построена на знакомстве с творчеством авторов, проживающих в данном крае. В планах работы библиотек должны присутствовать: оформление просмотров литературы, уголков, посвященных писателям; обзоры их произведений; творческие конкурсы работ, посвященных литературе о родном крае; встречи с писателями-земляками, которые представят собравшимся слушателям свои новые книги, расскажут о своем творчестве в целом.
Можно использовать для составления библиотечных программ по литературному краеведению такие названия, как: «Литературная карта Марий Эл», «Марий Эл: литературные страницы», «Сохранение, изучение и популяризация творчества марийских писателей», «Литературное наследие Марий Эл», «Встречи на марийской земле», «Литературное пространство города (поселка, села)», «Сказание о земле марийской», целью которых станет популяризация творчества писателей и поэтов, привлечение населения к чтению произведений местных авторов.
Также программы рассчитаны на постоянное сотрудничество библиотек с краеведческими музеями, писательскими организациями, учебными заведениями. Сотрудничество проходит через организацию выставок-просмотров произведений авторов, организацию творческих встреч, литературных вечеров, вечеров памяти, посвященных творчеству местных поэтов и прозаиков, через проведение презентаций новых изданий книг и поэтических сборников.
Читателям предлагаются для прочтения произведения автора, оформляется книжная выставка, проводятся беседы о его творчестве, организовывается просмотр художественных фильмов по его произведениям. Затем проходит заключительное мероприятие, на котором обсуждается прочитанное и увиденное.
Такая постановка мероприятий по реализации данной программы вызовет большой интерес у людей старшего поколения, многие из которых являются свидетелями событий, описанных в книгах. Своими воспоминаниями они помогут дополнить картину литературных событий.
В рамках программы «Встречи в литературной гостиной» библиотекари могут построить свою работу по принципу диалога между писателем и читателем, будут являться информационным мостом между жителями поселения и писательской аудиторией. Главной целью данного направления будет являться формирование интереса к чтению произведений местных писателей и поэтов через популяризацию их книг. Программа построена на возможности личного знакомства населения с местными писателями и поэтами, встречи с которыми несут в себе огромный познавательно-эмоциональный заряд, помогают лучше понять творчество автора. Творческие встречи с писателями могут проходить в форме литературных вечеров, литературно-музыкальных путешествий, книжных хит-парадов, поэтических композиций, диспутов, бесед, читательских конференций и прочее. Программа «Встречи в литературной гостиной» будет интересна представителям всех поколений.
Работа в рамках программы «Встречи в литературной гостиной» предполагает следующие результаты: читатели библиотек заинтересуются творчеством писателей-земляков, будут следить за их новыми произведениями. Сотрудники библиотек установят прочную связь между писательской аудиторией и пользователями, будут способствовать активной пропаганде творчества писателей и поэтов.
Традиционным становится проведение мероприятий в поддержку чтения вне стен библиотек: Авторские площадки, уличные фестивали книги и чтения. Концепция Авторской площадки — создание пространства, где популяризация произведений писателей выходит за пределы библиотеки. В рамках такого проекта библиотекари могут установить настоящий, живой диалог писателя с современным читателем, предоставить возможность читателям лично встретиться с замечательными и знаменитыми авторами.
В программе Авторской площадки могут найти отражение все важнейшие литературные события года: юбилеи писателей, презентации новых книг, виртуальные экскурсии, встречи с писателями.
В рамках Всемирного дня писателя, Всемирного дня поэзии, Всемирного дня книги и авторского права можно организовать уличные фестивали книги и чтения.
Конечной целью библиотечной программы по литературному краеведению является прививание интереса у людей всех возрастов к художественной литературе, а особенно интереса к произведениям местных авторов — поэтов и прозаиков.
Организация выставочной деятельности
Литературное краеведение — это своеобразная школа открытия родного края, его культуры и традиций. Произведения писателей, литература о них, другие документы об их жизни и творчестве отражены на открытых просмотрах литературы, в соответствующих разделах краеведческой картотеки. Библиотекари организуют конкурсы выставочной деятельности, посвященные творчеству писателей-земляков, которые могут проводиться в рамках литературных праздников, юбилейных и памятных дат.
С целью информирования читателей о книге писателя-земляка, которая недавно вышла в печати, можно организовать в библиотеке выставку одной книги под названием «Встреча, которую ждали». Экспонироваться на ней будет одна книга с рецензиями, критическими статьями.
Неординарным событием станет презентация в библиотеке выставки-автографа «Надпись на книге: судьба, эпоха…», где можно представить книги из личной коллекции местного писателя или жителя района. Писатель или владелец этой коллекции расскажет о незабываемых встречах с интересными, неординарными людьми, итогом которых станут подаренные книги с автографом автора.
По результатам исследовательской деятельности в библиотеке может быть оформлен информационный стенд, знакомящий пользователей с литературными талантами — гордостью села, района. Задача этого стенда -популяризировать творчество наших земляков, познакомить их с произведениями, в которых запечатлены красота природы и богатство души, способствовать формированию у жителей региона чувства гордости и любви к своей малой Родине.
Такие красочно оформленные книжные выставки и краеведческие стенды, приглашения на библиотечные мероприятия привлекут к библиотеке новых пользователей.
Работа любительских объединений
Клуб по интересам — это добровольное объединение группы людей на основе единства цели, задач, интересов. Клубы зачастую объединяют определенные и социальные категории читателей или группы людей с устоявшимися интересами. Клубы по интересам — одна из оптимальных моделей работы в библиотеках. Библиотека чаще всего выступает организатором, инициатором таких клубов, контролирует их деятельность и оказывает им действенную помощь.
Создание клуба по интересам при библиотеке ценно тем, что оно организует культурный досуг пользователей, объединяет людей, имеющих общие интересы и увлечения, стимулирует творческую активность односельчан и помогает выявить новые таланты и дарования среди них.
Популярным среди населения может стать кружок литературных или юных краеведов, который объединит читателей библиотеки, интересующихся творчеством писателей-земляков, жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка даст возможность каждому проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, подготовит ревностных пропагандистов художественного слова, поможет развитию их творческих способностей.
Юные краеведы собирают местный фольклор, читают и обсуждают произведения местных писателей, ведут розыски литературно-краеведческого материала. В деятельности такого литературно-краеведческого кружка ведущее место будут занимать следующие виды работы:

  • самостоятельная работа жителей поселения по сбору материала о различных литературных сторонах жизни города и района;
  • переписка и встреча с писателями;
  • организация экскурсий по местам, связанным с жизнью или творчеством писателей;
  • изучение произведений писателей, посвященных родному краю.

В каждом районе найдутся свои объекты поиска, связанные с литературным краеведением. Работа эта увлекает учащихся, прививает любовь к родному краю и его культуре, воспитывает чувство патриотизма.
В муниципальных библиотеках Республики Марий Эл появились новые и продолжают свою работу краеведческие клубы, в рамках которых проходят мероприятия по историческому и культурному наследию народа мари. Это: «Шонанпыл» («Радуга»), «Поэзий шулдыр» («Крылатая поэзия») (библиотеки Новоторъяльского района); «Порылык», «Краевед» (библиотеки Оршанского района); «Шортньы тылип» («Золотая искра») (ЦБ им. Н. Игнатьева Горномарийского района); «Айвика» (Лоскутовская библиотека Сернурского района); «Юлвий» и «Этнотуризм» (ЦБ г. Звенигово); «Самырык тукым», «Тулото» «Моркинский родник», «Мой край родной — село мое родное», «Унавий», Ужара» и «Краеведушка» (библиотеки Моркинского района); «Клуб любителей русской песни» (Параньгинская библиотека); «Этнотуризм», «Юлвий» (библиотеки Звениговского района) и другие.
Использование электронных ресурсов
Электронные презентации на сегодняшний день являются одним из самых интересных и эффективных инструментов для создания современного инновационного имиджа библиотеки и ее работы. Она позволяет в красивой и доступной форме донести до читателя информацию на любую тему. Электронная презентация размещается на различных СД носителях в виде демонстраций проведения выставок и конференций или выступать в роли обучающего материала.
Чтобы сделать свои мероприятия более привлекательными, все чаще в работе библиотекари используют электронные презентации. Эта форма работы способствует привлечению новых читателей, вызывает интерес к новой книге, к автору произведения. Участие на презентации автора становится праздником для любителей литературы.
Так библиотечные специалисты Параньгинского района создали электронные ресурсы: «Знаменательные люди нашего поселения», «История деревень», «Край родной Параньгинский»; специалисты Сернурской Центральной библиотеки — «Из века в век шагнувший» (электронная книга по творчеству Шабдара Осыпа); «История села Казанское в лицах», «Жизнь, как песня» (по творчеству Й. Кырля) и другие.
В настоящее время падает, к сожалению, интерес к самостоятельному чтению. Сегодня, чтобы привлечь внимание к книге не достаточно поставить ее на полку. Сегодня одной из ключевых тенденций в работе библиотек является формирование новой информационной среды. Следовательно, библиотекарям необходимо искать новые формы доведения информации до своих потенциальных пользователей, в том числе посредством виртуальных выставок.
Электронные выставки (виртуальные) — это синтез традиционного книжного и новейшего электронного способов предоставления информации.
Кроме традиционных, в библиотеках появились виртуальные выставки, которые размещены на сайтах библиотек.
Одной из таких виртуальных выставок может стать «Краеведческая мозаика», которая познакомит читателей с новинками местной литературы. Собрать и систематизировать информацию по данной теме поможет биобиблиографический словарь «Писатели-земляки». Он будет содержать статьи об авторах, чья жизнь связана с данной местностью.
«Литературная карта района» — это электронный краеведческий ресурс, посвященный авторской литературе края. Он откроет для библиотеки новые возможности предоставления информации через открытый доступ к постоянно пополняющемуся информационному электронному ресурсу. В данное издание будут включены имена поэтов и писателей, живших и живущих в данное время на территории края и имеющих публикации своих произведений в периодических изданиях, сборниках или изданных отдельными книгами. Здесь будут представлены биобиблиографические справки о писателях и поэтах, каждая из которых будет состоять из краткой характеристики жизненного пути и творчества, списка литературы о данном лице, перечня населенных пунктов края, имеющих отношение к биографии писателя, его портрета. В разделе «Памятные места» будут указаны улицы города, названные в честь писателей. В дальнейшем «Литературную карту» можно разместить на сайте библиотеки, включать новые публикации писателей и литературу о них, сведения о наградах, а также другие имена, расширяющие сведения о литературной жизни края. «Литературная карта» будет содействовать расширению историко-литературных знаний через наглядную демонстрацию. Ее можно использовать для развития литературного туризма, в пропаганде краеведческой литературы. Учащиеся школ с её помощью смогут подготовиться к занятиям по литературному краеведению. Краеведы, благодаря карте, будут расширять материалы своих исследований по истории населенных пунктов края, связанных с писателями.
В заключение хочется заметить, что и новые, и традиционные формы массовой работы по литературному краеведению станут успешными и востребованными, если к их подготовке и проведению библиотекари подойдут профессионально, творчески. В результате этого будет выполнена основная миссия библиотек — приобщение пользователей к литературному наследию края.

Приложение:

2017 год объявлен в России «Годом литературы». Республика Марий Эл отметит юбилеи писателей и поэтов:
3 января — 85 лет со дня рождения поэта Юрия Сергеевича Чавайна (1930-1965).

Чавайн Юрий Сергеевич, сын основоположника и классика марийской литературы С. Г. Чавайна, родился 3 января 1930 г. в г. Йошкар-Оле. После ареста отца в 1937 г. семья переехала в д. Чавайнур Моркинского района, где и прошло детство будущего поэта. В 1948 г. Ю. Чавайн поступил в Йошкар-Олинское музыкальное училище имени И. С. Ключникова-Палантая. Со второго курса призван в ряды Советской Армии. После службы продолжил учебу в училище и окончил его в 1957 г.
Работал флейтистом оркестра Марийского государственного театра им. М. Шкетана, был музыкальным редактором и звукорежиссером Комитета по радиовещанию и телевидению.
Первое стихотворение Ю. Чавайна опубликовано в газете «Молодой коммунист» в 1957 г. Стержневой линией его творчества стала пейзажная лирика и детская поэзия.
Наиболее значительным его произведением стала лирическая поэма «Сонарзе» («Охотник»), которая была опубликована в журнале «Ончыко» в 1964 г. Творчество Ю. Чавайна высоко оценил В. Колумб, Г. Матюковский.
При жизни поэт не успел выпустить ни одной книги. Одаренный поэт, музыкант и композитор, он был эмоциональным и ранимым человеком и ушел из жизни, застрелившись в трудную минуту.
На стихи Ю. Чавайна самодеятельный композитор Д. Карамова написала цикл лирических песен.
Литература:

  • Чавайн Юрий Сергеевич // Марийская биографическая энциклопедия: 3849 имен в истории Марийского края и марийского народа / авт. и рук. проекта Валерий Мочаев. — Йошкар — Ола : Марийский Биографический центр, 2007. — С. 389.
  • Писатели Марий Эл: биоблиогр. справ. — Йошкар — Ола, 2008. — С. 647-648.
  • Николаев, С. Чон мурузо / С. Николаев // Мутын нелыже да ямлыже : сылнымут очерк, почеламут. — Йошкар-Ола, 1993.- С. 52-59.
  • Манаева-Чеснокова, С. Мир природы в творчестве Юрия Чавайна / С. Манаева-Чеснокова // Художественный мир современной марийской поэзии. -Йошкар-Ола, 2004. — С. 23-28.
  • Карамова, Д. Юрий Чавайн / Д. Карамова // Музыка — моя жизнь. -Йошкар-Ола, 2007.- С. 37-57.
  • Чавайн, Э. Умырешлан йӧратем: Марий поэт Юрий Чавайн нерген шарнымаш // Ончыко. — 1991. — № 1. — С. 89-92.
  • Галютин, Ю. Ныжылге, кумылло, сӧрале… / Ю. Галютин // Марий Эл. — 2000. — 7 янв.
  • Шапкин, В. Юрий Чавайн — И. С. Палантай лӱмеш училищыште / В. Шапкин // Ончыко. — 2003. — № 3. — С. 64-68.

1 апреля — 120 лет со дня рождения писателя Никона Васильевича Игнатьева (1895-1941).

Игнатьев Никон Васильевич родился 1 апреля 1895 г. в д. Чаломкино (Салымсола) ныне Горномарийского района РМЭ в крестьянской семье. В детстве он испытал жизнь, полную невзгод: батрачил, был лесорубом, матросом, бурлаком на Волге и Ветлуге, чернорабочим в Казани. Учился в школе при Михайлово-Архангельском монастыре. Участник Первой мировой войны, в 1917 г. он находился на Турецком фронте на нестроевой службе. В 1918 г. оказался на Южном фронте, был рабочим в Царицыне и Астрахани, принял идеи большевиков, вступил в члены ВКП (б).
С 1919 г. он стал редактором горномарийской газеты «Незерын шамакшы», издавшейся в Казани. В 1920 г. переехал в г. Козьмодемьянск, работал редактором газет «Тӧр» и «Красный труд». Руководил уездным отделением РОСТА, заведовал марийской секцией УИК. В январе 1922 г. Н. Игнатьева обвинили в националистической направленности публикуемых статей и исключили из партии. С 1924 г. он сотрудник газет «Марийская деревня» и «Кыралшы» (затем «Ленин корны»). Работал в горномарийском филиале Марийского книжного издательства, с 1930 г. редактировал журнал «У сем» (затем «Якшар знамя»).
Литературным творчеством Н. Игнатьев начинал заниматься в годы Первой мировой войны. Живя и работая в Казани, он сочинял стихи и очерки на русском языке, некоторые из них издавал в газете «Казань». Еще в 1915 г. пробовал силы в драматургии, но ни одна из пьес тех лет не сохранилась. Впоследствии Н. Игнатьев полностью перешел на прозу. В годы гражданской войны и первые годы советской власти на страницах местной печати он опубликовал статьи, репортажи, очерки, отображающие послереволюционный настрой народа, призывающие к утверждению нового уклада жизни. В 1020-х гг. активно выступал как публицист-фельетонисти. Написал ряд статей и очерков о проблемах деревенской жизни.
Первый рассказ «Пьщкемӹш когечӹ» («Темная пасха») Н. Игнатьев написал в 1919 г. Его принято считать первым произведением художественной прозы на горномарийском языке.
Наиболее плодотворно творчество Н. Игнатьева развивалось в 1930-е годы. В 1930-1931 гг. он представляет роман «Вурс марлеж» («Стальной ветер»). Это первый роман в истории марийской литературы. Н. Игнатьев является также автором первого марийского сатирического романа «Савик». Большой популярностью пользовалась повесть «Комсомол ӹдӹр» («Дочь комсомола»). Все они были написаны и изданы в первой половине 1930-х годов.
В 1935 г. писатель в нескольких номерах журнала «Якшар знамя» опубликовал новый роман «Туан сӓндӓлӹк» («Родина»). Образ рабочего-марийца, поднимающего автозавод в Нижнем Новгороде, предстал в его документальной повести «Тошты кола» («Старое умирает»).
Произведения Н. Игнатьева, основоположника горномарийской литературы, стали народным достоянием, они включались и включаются в школьные христоматии, различные антологии, изучаются исследователями литературы. Творчество Н. Игнатьева сыграло основополагающую роль в развитии марийской литературы. В 1969-1971 гг. Марийским книжным издательством были выпущены его избранные произведения в 3-х томах.
Н. Игнатьев известен как литературный критик. Впервые со своими статьями о творчестве марийских писателей он выступил в 1919-1920 гг. на страницах газеты «Знамя революции», издававшейся в Казани. Впоследствии его рецензии, обзорные статьи часто публиковались в марийской периодической печати.
Много занимался переводами. Благодаря ему горномарийский читатель на родном языке смог познакомиться с произведениями А. Пушкина, Л. Толстого, М. Горького, А. Серафимовича, Д. Фурманова и других.
Игнатьев — член Союза писателей с 1934 г. Был делегатом от Марийской организации на первом Всесоюзном съезде советских писателей.
В 1937 г. Н. Игнатьев был арестован как «член контрреволюционной буржуазно-националистической организации», осужден тройкой НКВД на десять лет заключения. Умер 6 марта 1941 г. в Биробиджанском лагере.
Литературный псевдоним Аргус.
Его именем названа улица в г. Козьмодемьянске, районная библиотека. В родной деревне открыт дом-музей. С 1995 г. в районе проходят ежегодные Игнатьевские литературные чтения.

Литература:

  • Игнатьев Никон Васильевич // Марийская биографическая энциклопедия: 3849 имен в истории Марийского края и марийского народа / авт. и рук. проекта Валерий Мочаев. — Йошкар — Ола : Марийский Биографический центр, 2007. — С. 149.
  • Писатели Марий Эл: биобиблиогр. справ. — Йошкар-Ола, 2008. — С. 266-269.
  • Н. В. Игнатьев: очерк, фотографийвлӓ, картинвлӓ, ӓшындӓрымӓшвлаӓн пособий /Т. Г. Апатеева йӓмдылен. — Йошкар-Ола, 1992. — 40 с.
  • «Протаскивал буржуазно-националистическую идеологию…» // Трагедия народа. Т. 2.- Йошкар-Ола, 1997. — С. 105-118.
  • Алдушкина, Р. Н. Роль Н. В. Игнатьева в развитии горномарийского литературного языка / Р. Н. Алдушкина // Марийцы: проблемы социального и национально-культурного развития. — Йошкар-Ола, 2000. — С. 159-162.
  • Бурков, Л. Н. Гуманистические идеи в творчестве Никона Васильевича Игнатьева // Горные марийцы на рубеже веков: материалы докладов и выступлений на респ. науч. конф., посвященной 450-летию вхождения горных мари в состав Рос. гос-ва, 9-10 июня 2001 г. — Йошкар-Ола, 2002. — С. 20-23.
  • Егоров, В. Фельетоны Н. Игнатьева / В. Егоров // Там же. — С. 35-39.
  • Федосеева, Н. Природа конфликта в пьесах Н. Игнатьева / Н. Федосеева // там же. — С. 58-61.
  • Сануков, К. Никон Игнатьев граждан вырсы годым // Игнатьевские чтения. V: Проблемы теории и практики преподавания горномарийского языка, литературы, истории, культуры. — Йошкар-Ола, 2005.- С. 167-170.

3 апреля — 100 лет со дня рождения писателя Иывана Осмина (Ивана Ивановича Логинова) (1915-1997).

Осмин Йыван (Иван Осмин — Логинов Иван Иванович) родился 3 апреля 1915 г. а д. Дубовка ныне Звениговского района РМЭ в крестьянской семье. Учился в Сотнурской семилетке, затем поступил в Йошкар-Олинский педтехникум, который окончил в 1934 г. Работал сотрудником газеты «Марий коммуна». В 1936-1938 гг. заочно учился в Литературном институте в Москве. В годы сталинских репрессий уехал из Йошкар-Олы, работал в школах Марийской и Татарской АССР. В республику вернулся в 1940 г. Стал литературным консультантом Союза писателей МАССР, затем — младшим научным сотрудником МарНИИ. Позже его назначили ответственным (главным) редактором литературно-художественного альманаха «Пиалан илыш».
В 1942-1948 гг. И. Осмин возглавлял отдел сельского хозяйства газеты «Марий коммуна». Был редактором отдела художественной литературы Марийского книжного издательства.
В 1950-1955 гг. отбывал наказание в тюрьме г. Салават (Башкирия) по обвинению в антисоветской деятельности. После освобождения работал в Маркнигоиздате, редакциях газет «Марий коммуна», «Колхозная правда» (Морки), журнале «Ончыко».
Первое стихотворение «У муро» («Новая песня») И. Осмин опубликовал в 1931 г. в газете «Марий Эл». В 1935 г. в Марийском книжном издательстве выпустил первую поэтическую книгу «У тукым» («Молодое племя»), куда вошли стихи, посвященные детям. Со вторым сборником «Рвезе ӱмыр» («Пора бности», 1940) И. Осмин предстал перед читателем как вполне сложившийся поэт оригинального, яркого дарования. Впоследствии вышли книги «Йоратем» («Люблю»), «Онар», «Алал кумыл дене» («От всей души»).
И. Осмин издал более двадцати книг стихов на марийском и русском языках. Им составлен и издан сборник народных песен «Марий муро» (1945). Произведениям И. Осмина присущи выразительность и экспрессивность, богатство образной системы. Написал более десяти поэм. Наиболее известной и популярной стала поэма «Уна» («Гостья»).

Литература:

  • Осьмин Йыван // Марийская биографическая энциклопедия: 3849 имен в истории Марийского края и марийского народа / авт. и рук. проекта Валерий Мочаев. — Йошкар — Ола : Марийский Биографический центр, 2007. — С. 267.
  • Писатели Марий Эл: библиогр. справ.- Йошкар-Ола, 2008.- С. 465-468.
  • Чеснокова-Манаева, С. Поэзия Миклая Казакова, Геннадия Матюковского, Осмина Йывана / С. Манаева-Чеснокова // Художественный мир современной марийской поэзии.- Йошкар-Ола, 2004. — С. 65-76.
  • Марий Эл: время, события, люди: календарь знаменат. и памят. дат на 2000 год // Нац. Б-ка им. С. Г. Чавайна. — Йошкар-Ола, 2000.- С. 65-76.
  • Зайниев, Г. Илышыже — поэзий / Г. Зайниев // Муро сугынь: очерк-влак.- Йошкар-Ола, 1995.- С. 186-230.
  • Соловьев, Ю. Калык шарна гын, илышет — курымаш / Ю. Соловьев // Кугарня. — 2001. — 18 май.
  • Филлипов, В. Лӱмлӧ, уста мурызо / В. Филиппов // Ончыко.- 2005.- № 4.- С.74-81.
  • Зайниев, Г. Осмин Йыван пелен: документ негызеш серыме очерк-шарнымаш / Г. Зайниев // Ончыко. — 2005. — № 6.- С. 57-76; № 7.- С. 65-81.

1 мая — 75 лет со дня рождения народного писателя Республики Марий Эл Юрия Ивановича Галютина-Ялзака (1940).

Юрий Галютин-Ялзак (Галютин Юрий Иванович) родился 1 мая 1940 г. в д. Новая (Усола) Моркинского района РМЭ в семье служащих. Отец погиб на фронте. Ю. Галютин окончил Аринскую среднюю школу. В 1958 г. поступил в МГПИ им. Н. К. Крупской. В 1960-63 гг. служил в рядах Советской Армии. По окончанию службы учился в Горьковской школе МВД, работал в органах МВД МАССР оперуполномоченным уголовного розыска. Затем — электромонтером, сотрудником редакции районной газеты. В 1972 г. заочно завершил учебу в педагогическом институте. Дальнейший его жизненный путь связан с марийской печатью. Работал в Мари-Турекской районной газете «Знамя», в газете «Марий коммуна», в Марийском книжном издательстве (от младшего до главного редактора), журнале «Пачемыш», затем долгие годы возглавлял отдел культуры и литературы редакции газеты «Марий Эл», был редактором журнала «Ончыко».
Ю. Галютин начал писать еще в годы учебы в Аринской школе. Первые стихотворения опубликовались на страницах Моркинской районной, республиканской молодежной газет. По словам самого писателя, годы его юности совпали со стремительным приходом в марийскую поэзию Валентина Колумба, с началом марийского поэтического ренессанса.
Творчество Ю. Галютина является многожанровым. Первая книга его стихов «Ит ӧпкеле» («Не упрекай») вышла в 1969 г. Как интересный прозаик он заявил о себе сборником «Олмасолан почтальонкыжо» («Почтальонка из Олмасолы»). Своеобразным событием в творчестве писателя стал выход в свет романа-дилогии в стихах «Авамланде» («Земля — кормилица»). Им написано несколько пьес, две из которых («Йорга Йоргий», «Ший сӱан») были поставлены народным театром при ДК им. XXX — летия Победы. К настоящему времени Ю. Галютиным издано семь книг. Его стихи, поэмы, рассказы печатались в разных коллективных сборниках, альманахах «Эрвий», «Дружба», повести публиковались в газете «Марий Эл» с продолжением. В последние годы Ю. Галютин — постоянный автор журнала «Ончыко». На его страницах вышло немало произведений писателя, в том числе роман-хроника «Георгий Пушкин» (на основе дневников актера), свободный роман (определение жанра авторское) «Поживешь — увидишь» — одна из частей трилогии «Марийская Колумбиада». Перевел на марийский язык эпическую поэму Д. Байрона «Дон — Жуан», поэму в семи песнях русского поэта-философа В. Федорова «Женитьба Дон-Жуана».
Ю. Галютин — автор многих текстов песен на музыку марийских композиторов. Его поэтическим и прозаическим произведениям присущи неожиданные повороты сюжета, экспрессивность. Он известен как тонкий стилист народной разговорной речи.
Ю. Галютин — член Союза журналистов, член Союза писателей СССР с 1990 года. Награжден Почетной грамотой РМЭ. Лауреат финской премии им. М. А. Кастрена (2005), Народный писатель Республики Марий Эл (2010).

Литература:

  • Галютин-Ялзак Юрий Иванович // Марийская биографическая энциклопедия: 3849 имен в истории Марийского края и марийского народа / авт. и рук. проекта Валерий Мочаев. — Йошкар — Ола : Марийский Биографический центр, 2007. — С. 84.
  • Писатели Марий Эл: библиогр. справ.- Йошкар-Ола, 2008.- С. 166-168.
  • Михалков, Г. Юрий Галютин — сегодня литератор, до рождения был моряком / Г. Михалков // Морко. Замечательные люди удивительного края: сб. док. Очерков. — Йошкар-Ола, 2002.- С. 185-190.
  • Бурков, Л. Н. «Марийская колумбиада» в творчестве Ю. Галютина / Л. Н. Бурков // Проблемы ревилигализации традиционной культуры народов Волго-Камья: сборник материалов международ. Научно-практ. Конф. — Йошкар-Ола, 2007.- С. 202-204.
  • Галютин-Ялзак, Ю. И. А лийын аварен шогалташ тыршышат / Ю. И. Галютин-Ялзак; А. Авипов мутланен // Кугарня. — 2000. — 28 апр.
  • Ведерникова, Е. Порылык, яндарлык дене ӱжеш / Е. Ведерникова, Г. Яковлева // Ончыко.- 2005.- № 8. — С. 185-191.
  • Глушкова, З. Сылнымут премий / З. Глушкова // Марий Эл. — 2005. -30 нояб.

3 мая — 80 лет со дня рождения поэта Валентина Колумба (1935-1974).

Колумб Валентин Христофорович (из рода марийских крестьян Декиных) родился 3 мая 1935 г. в д. Мизенер ныне Моркинского района РМЭ. Его отец до войны работал бухгалтером в лесном хозяйстве, без вести пропал на фронте. Валентин в раннем детстве не говорил по-марийски. После окончания Весшургинской школы поступил в Литературный институт им. М. Горького (Москва). Получив диплом в 1959 г., вернулся на родину, работал секретарем Моркинского райкома комсомола. Позже переехал в Йошкар-Олу, стал редактором литературного вещания в радиокомитете. В 1964 — 1968 гг. был главным редактором Марийского книжного издательства, затем ответственным секретарем, а с 1972 г. главным редактором журнала «Ончыко».
Печатался с 1950 г. Первое его опубликованное стихотворение вскоре было переложено на музыку и стало любимой песней комсомольской молодежи того времени. В Литературный институт В. Колумб уехал с большим поэтическим багажем. Уже в студенческие годы показал себя состоявшимся и подающим большие надежды поэтом. Сборник «Палыме лийына» («Будем знакомы»), подготовленный как дипломная работа, свидетельствовал о появлении в литературе самобытного, одаренного поэта. Книга получила высокую оценку руководителя поэтического семинара в институте Л. Ошанина. Вскоре последовали другие книги поэта на родном и русском языках. Только при жизни он издал 15 самостоятельных сборников, включая переводные.
В. Колумб был поэтом-новатором. Он вернул в марийскую поэзию басню, ввел оду. Один из первых начал создавать произведения на стыке жанров, пример тому поэма-очерк «Чодыра, чодыра» («Лес мой, лес»), поэма-триптих «Тӱня мемнан шинча дене онча» («Мир смотрит нашими глазами»). Его поэзия нашла широкое признание за пределами республики, СССР. Большой знаток марийского фольклора, он умело использовал его в своем творчестве (балладах, легендах), сочетая авторское видение с народной философией.
Стихи и поэмы В. Колумба и при жизни, и после его смерти публиковались в Йошкар-Оле и Москве, в том числе в журналах «Дружба народов», «Молодая гвардия», «Волга», «Смена», еженедельник «Литературная Россия». Многие его произведения переведены на украинский, белорусский, эстонский, финский, венгерский, мордовский, удмуртский, коми, чувашский, хакасский, татарский, башкирский и другие языки. Они выходили в различных литературных газетах, журналах, антологиях.
В. Колумб плодотворно работал и как переводчик. На родном языке им издано три переводные книги. Это поэтический сборник стихов С. Есенина, поэма А. Твардовского «Ленин и печник». Кроме того, он перевел поэму А. Блока «Двенадцать», сонеты В. Шекспира, отрывки из поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», песни-руны из финского эпоса «Калевала» и другие.
В. Колумб часто выступал в периодической печати с литературнокритическими статьями, рецензиями на новые книги коллег. Его критические работы и размышления о литературе публиковались на страницах центральных «толстых» журналов. В. Колумб был одним из авторов учебного пособия для 9 -10 классов «Марий литература». Произведения поэта включались в школьные и вузовские программы.
Творчество В. Колумба стало высшим достижением марийской литературы. Его стихи, поэмы, легенды, незаконченный роман — словом, все им написанное стало заметным событием в литературе 1960 — 1970 годов. Будучи настоящим Онаром в поэтическом мире, являясь несгибаемой личностью, поэт стал объектом партийно-политической критики. Не выдержав этого давления, сердце поэта перестало биться 8 декабря 1974 года.
В. Колумб и сейчас остается на Парнасе марийской поэзии. С 1989 года в республике ежегодно проводятся Колумбовские чтения, его именем названа Республиканская юношеская библиотека, литератором и общественным деятелем В. Козловым создан Центр-музей, на родине поэта установлена памятная стела.
В. Колумб в Союз писателей был принят в 1961 году. Он — первый лауреат премии Марийского комсомола им. Олыка Ипая в области литературы (1968).

Литература:

  • Колумб Валентин Христофорович // Марийская биографическая энциклопедия: 3849 имен в истории Марийского края и марийского народа / авт. и рук. проекта Валерий Мочаев. — Йошкар — Ола : Марийский Биографический центр, 2007. — С. 178.
  • Писатели Марий Эл: биобиблиогр. справ. — Йошкар-Ола, 2008.- С. 329-333.
  • Васинкин, А. А. Поэтический мир Колумба / А. А. Васинкин.-Йошкар-Ола, 2005. — 206 с.
    Валентин Колумб: «Умырем арам тттым эртаре»: шарнымаш-влак.-Йошкар-Ола, 1995.- 351 с.
  • Колумб лудмаш / авт.-сост. В. В. Крылов.- Йошкар — Ола, 2002.- 8 с.
  • Валентин Христофорович Колумб / Респ. детская б-ка; сост. И. С. Гаврилова.- Йошкар-Ола, 2006.- 22 с.- (Писатели Марий Эл — детям; вып. 1.).
  • Васинкин, А. А. Незавершенная поэма В. Колумба «Живая вода» / А. А. Васинкин // Литература и время: сб. статей.- Йошкар-Ола, 2003.- С. 63-81.
  • Зайниев, Г. З. Муро-илыш верчын, илыш — калык верчын / Г. З. Зайниев // Илыш муро: Марий сылнымут: Ий да ен-влак.- Йошкар-Ола, 2006.- С. 154-216.
  • Зайниев, Г. «Почеламут уюшдымо, шӱмдымӧ телефон менте огыл…»: Валентин Колумбын икмыняр серыше // Г. Зайниев // Ончыко.- 2005.- № 9.- С. 88-112.
  • Васинкин, А. Валентин Колумб — кусарыше / А. Васинкин // Ончыко, -2006. — № 2. — С. 166 — 175.
  • Горный, И. Тыгай ыле тудо / И. Горный // Ончыко. — 2007.- № 1. — С. 116 — 117.
  • Шарнена ме тудым самырыкымак / Э. Яндылетова ямдылен // Кугарня. — 2007.- 6 июль.

23 мая — 95 лет со дня рождения народного поэта Марийской АССР Семена Алексеевича Вишневского (1920-1990).

Вишневский Семен Алексеевич родился 23 мая 1920 г. в с. Помары ныне Волжского района РМЭ в крестьянской семье. После завершения Помарской семилетки в 1937-1939 гг. учился в Йошкар-Олинском музыкально-театральном техникуме, по окончании которого стал сотрудником газеты «Марий коммуна». В 1940 г. был призван в ряды Красной Армии. С первых дней Великой Отечественной войны — на фронте. Прошел путь от рядового до офицера. Был заместителем командира роты по политической части, командиром артиллерийского взвода и батареи. Сражался на Западном, Северо-западном, 3-м Белорусском фронтах. В 1945 г. в боях на территории Восточной Пруссии был тяжело ранен.
После демобилизации С. Вишневский вернулся в редакцию газеты «Марий коммуна». В 1948 г. поступил в МГПИ им. Н. К. Крупской и окончил его в 1952 году. Стал работать корреспондентом республиканского радио, а вскоре был избран ответственным секретарем (председателем) правления Союза писателей МАССР. Эту должность он занимал пять лет. Затем снова трудился в коллективе марийского радиовещания и телевидения, был директором Маргостеатра им. М. Шкетана, заместителем главного редактора сатирического журнала «Пачемыш». С 1973 г. вновь возглавил правление Союза писателей МАССР.
Первое его стихотворение было опубликовано в 1936 г. в Звениговской районной газете «Марий пролетарий». Творческая деятельность поэта бурно развивалась в годы Великой Отечественной войны. В это время он издал три сборника стихотворений: «Фронтовой корно» («Фронтовая дорога», 1943), «Эрвел мардеж» («Восточный ветер», 1944), «Шӱмем ӱжеш» («Сердце зовет», 1946).
В 1957 г. в книжном издательстве вышла книга его стихов и поэм «Шӱм гыч тттӱмыттт» («От сердца к сердцу»). Издание свидетельствует о значительном творческом росте поэта. Особенно удачной была поэма «Пиал» («Счастье»). В переводе на русский язык она передавалась по Всесоюзному радио и была удостоена диплома третьей степени Комитета по радиовещанию при Совете Министров СССР и ЦК профсоюза работников культуры.
За более чем полвека творческой деятельности им написано свыше двадцати книг. На его стихи марийскими композиторами создано много песен. Отличительной чертой его творчества также является сатирическая направленность. Позже стихи — сатирески вошли в отдельные сборники на марийском и русском языках.
Произведения С. Вишневского не раз издавались в московских издательствах, в том числе в серии «Библиотечка журнала «Огонек» и «Крокодил».
Поэта привлекали и крупные жанры, им написаны повести в стихах «Ош й ӱксӧ» («Белая лебедь»), «Мӱндыр корно» («Дальняя дорога»), поэмы «Лаксын ден Эвраш», «Митяй ден Витяй» и другие. Одновременно работал в жанре поэмы. В 1965 г. им был издан сборник рассказов «Ик олаште» («В одном городе»).
Его произведения были переведены на русский, украинский, белорусский, эстонский, татарский, мордовский, болгарский, венгерский, финский языки. В переводе С. Вишневского зазвучали на марийском языке стихотворения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, И. Никитина, М. Исаковского, повести «Стожары» А. Мусатова, «Звезда» Э. Казакевича.
С. Вишневский — член Союза писателей СССР с 1951 года. Неоднократно избирался депутатом Йошкар-Олинского городского Совета и Верховного Совета Марийской АССР, был членом Президиума Верховного Совета республики. За мужество и героизм в годы войны, активную общественнополитическую деятельность и заслуги в развитии марийской литературы С. Вишневский награжден орденом Красной звезды (1945), несколькими боевыми медалями, орденом Дружбы народов (1980). Отмечался Почетными грамотами Президиума Верховного Совета МАССР (1953, 1990). В 1970 г. был удостоен почетного звания «Народный поэт Марийской АССР», а в 1983 г. стал лауреатом Государственной премии республики.

Литература:

  • Вишневский Семен Алексеевич // Марийская биографическая энциклопедия: 3849 имен в истории Марийского края и марийского народа / авт. и рук. проекта Валерий Мочаев. — Йошкар — Ола : Марийский Биографический центр, 2007. — С. 75.
  • Писатели Марий Эл: биобиблиогр. справ. — Йошкар-Ола, 2008. — С. 153-156.
  • Семен Вишневский / сост. Г. З. Зайниев, Г. М. Пирогов.- Йошкар-Ола, 1988.- Буклет.
  • Черных, С. Дорогой лиризма и эпичности / С. Черных // Восхождение.- Йошкар-Ола, 1984. — С. 17-35.
  • Сергеев, М. Сенымаш дене пӧртылын салтак / М. Сергеев // Арелан тукым: Марий писатель-фронтовик-влак нерген очерк книга.- Йошкар-Ола, 1985.-С. 138-147.
  • Марий Эл: время, события, люди календарь знаменат. и памят. дат на 2000 год / Нац. Б-ка им. С. Г. Чавайна.- Йошкар-Ола, 2000.- С. 95-97.
  • Мамаева, С. Обретая свой голос / С. Мамаева // Мар. правда.- 2000.23 мая.
  • Калык поэт: статья, фотоаршаш // Ончыко.- 2005.- № 5.- С. 146-150.

3 октября — 130 лет со дня рождения поэта Александра Ефимовича Котомкина (Савинского) (1885-1964).

Известный поэт «серебряного века» русской поэзии и российского зарубежья Александр Ефимович Котомкин (Савинский) родился 3 октября 1885 года в деревне Савино Медведевского района в крестьянской семье; рано остался сиротой. Образование получил в Царевококшайском городском училище. Уже тогда начал писать стихи. После окончания реального училища в Казани поступил в Алексеевское военное училище в Москве. В 1904 году в Казани вышел небольшой сборник стихотворений начинающего поэта. Во время инспекторского посещения Алексеевского училища на молодого курсанта и его стихи обратил внимание великий князь Константин Романов, известный в русской поэзии как «К. Р.». Александр Котомкин стал вхож в его двор, затем даже женился на фрейлине Нелли Григолейт. При покровительстве великого князя молодой поэт публиковался в самом популярном журнале «Нива», выпустил поэтический сборник с благожелательным предисловием: «К. Р.» Известны его «Кантата к 133-летию царствования дома Романовых», сборник «Песни, посвященные Августейшему поэту К. Р.».
С начала Первой мировой войны офицер А. Е. Котомкин служил в действующей армии. Но и в военных условиях продолжал заниматься поэзией; перейдя к крупному популярному жанру, написал драматические поэмы «Князь Вячко и меченосцы», «Ян Гус» (последняя запрещена цензурой).
После тяжелого ранения переехал с семьей в Царевококшайск, а в 1917 году занимался общественной деятельностью в уездном комитете общественной безопасности, организовал фонд помощи увечным воинам.
С октября 1917 года А. Е. Котомкин — студент историко-филологического факультета Казанского университета. Здесь он организовал, а позднее редактировал либерально-демократический журнал «К свету». В августе 1918 года при занятии Казани чехословаками он перешел к ним, затем — в армию Колчака, где получил чин подполковника, служил при атамане Семенове.
После разгрома Колчака А. Е. Котомкин эмигрировал, жил в Праге, Париже, Берлине, занимал резко антисоветскую позицию, о чем свидетельствуют драма «Сатанисты», публицистика в эмигрантской прессе, воспоминание «О чехословацких легионерах в Сибири 1918-1920 г.». Удостоен званий почетного гражданина Праги, Эстонии.
В годы Второй мировой войны, находясь в Германии, был интернирован, заключен в лагерь.
После войны жил в городе Гамбурге, где умер 20 ноября 1964 года.

Литература:

  • Русские писатели 1800-1917: библиогр. слов. Т.3. К — М. — М., 1984.-С. 111 — 112.
  • Котомкин Александр Ефимович // Марийская биографическая энциклопедия: 3849 имен в истории Марийского края и марийского народа / авт. и рук. проекта Валерий Мочаев. — Йошкар — Ола : Марийский Биографический центр, 2007. — С. 187.
  • Марий Эл: время, события, люди: календарь знаменат. и памят. дат на 2000 год / Нац. Б-ка им. С. Г. Чавайна.- Йошкар-Ола.- С. 125-127.
  • Волгин, К. «Свету, больше свету!» — так писал поэт из деревни Савино / К. Волгин // Мар. правда.- 1991.- 16 февр.
  • Калинин, Г. Мондалтше да шукыштлан палыдме лӱм / Г. Калинин // Марий Эл. — 2005. — 25 июнь.

7 октября — 130 лет со дня рождения писателя, учителя Михаила Степановича Герасимова (Микая) (1885-1944).

Г. Микай (Герасимов Михаил Степанович) родился 7 октября 1885 г. в д. Элнет ныне Менделеевского района Республики Татарстан в зажиточной крестьянской семье. Успешно окончив начальную школу, в четырнадцатилетнем возрасте начал работать сельским учителем. В 1900-1903 гг. учился в Елабужской второклассной учительской школе, в 1905 г. экстерном сдал экзамены на звание учителя в Казанской учительской семинарии.
В 1905-1907 гг. М. Герасимов налаживал связь с прогрессивно настроенными рабочими, пропагандировал революционные идеи, распространял среди населения листовки, газеты и брошюры. Во время разгула реакции ему приходилось терпеть жесткие притеснения и менять место жительства и работы. В 1908-1912 гг. учительствовал в д. Мари-Возжай (ныне в Удмуртии), находясь под негласным надзором полиции.
В 1915г. М. Герасимов был мобилизован в царскую армию и два года пробыл на фронтах империалистической войны. Был ранен, контужен. В 1918 г. вернулся на родину и снова стал работать в школе. Одновременно организовал пункт ликбеза, сельскохозяйственный кружек в деревне. Был инспектором Елабужского уездного отдела образования по марийским школам, позже директором школы, учителем-методистом.
Писать начал в 1905 г. Создавал стихотворения, проникнутые мыслями о свободе, пафосом борьбы за социальное равноправие: «Рестан» («Арестант»), «Илыш» («Жизнь»), «Эр кече» («Утреннее солнце») и другие. Эти и написанные позже стихи были собраны в книгу под названием «Сескем-влак» («Искры») и изданы в 1920 г. в Елабуге (Татария).
Г. Микай первым среди марийских поэтов обратился к жанру басни. Поэт едко высмеивал представителей господствующих классов, их скупость, алчность, выступал в защиту простого неимущего крестьянина. Печатал также публицистические материалы, написал несколько пьес, но до нас дошли только две из них — «Суд» и «Пекшик кува» («Пекшиева жена»). Им была написана поэма «Маркай», но сохранились только отрывки из нее. Отрывок из этой поэмы под название «Гусли» был положен на музыку первым марийским композитором И. С. Ключниковым-Палантаем и в 1920-е годы стал популярной песней.
Во времена культа личности И. Сталина Г. Микай приютил в своей деревне поэта Осмина Йвана и его семью, дал ему в школе работу, таким образом, спас будущего народного поэта от репрессий.
Творческое наследие Г. Микая наиболее ярко представлено в сборниках «Почеламут ден басня-шамыч» («Стихи и басни») и «Эрык» («Свобода»), куда вошли стихи, басни, песни, сказки, пьеса.
Произведения Г. Микая переведены на русский, татарский, чувашский, удмуртский и венгерский языки. За заслуги в деле народного просвещения в 1924 г. он был удостоен звания Героя Труда.

Литература:

  • Герасимов М. С. (Г. Микай) // Марийская биографическая энциклопедия: 3849 имен в истории Марийского края и марийского народа / авт. и рук. проекта Валерий Мочаев. — Йошкар — Ола : Марийский Биографический центр, 2007. — С. 87.
  • Писатели Марий Эл: биобиблиогр. справ. — Йошкар-Ола, 2008. — С. 404-408.
  • Г. Микай: статья, шарнымаш / И. С. Иванов ямдылен. — Йошкар-Ола, 1993.- 40 с.
  • Г. Микай: (М. С. Герасимов) (1885-1944) // История марийской литературы / МарНИИ яз., лит. и истории им. В. М. Васильева.- Йошкар-Ола, 1989.- С. 46-49.
  • Иванов, И. С. Басньылан туналтышым ыттттен / И. С. Иванов // Йоча литератур: тунемме книга. — Йошкар-Ола, 1995.- С. 40-46.
  • Апакаев, П. Образование и просветительское движение в Марийском крае // П. Апакаев.- Йошкар-Ола, 2002.- С. 134-139.
Top